Тазобедренный сустав формируется у детей в утробе матери и длится в течение первого года жизни.
Ткани тазобедренного сустава закладываются у плода на шестой неделе его развития. У эмбриона в два месяца формируется подвижность в сочленении. Внутриутробный период и период первого года жизни человека ─ самые важные для развития тазобедренного сустава. На сроке беременности 3-5 месяцев формируются ядра окостенения, то есть формирование костной ткани тазобедренного сустава, к моменту рождения доношенного ребенка ядро окостенения имеет диаметр 3-6 миллиметров. У детей с дисплазией тбс и вывихами ядра могут отсутствовать и появиться лишь к двум годам.
У грудничка сустав представлен хрящом, вертлужная впадина, головка бедренной кости, часть шейки бедренной кости имеет в основном хрящевую структуру. У родившихся младенцев вертлужная впадина имеет овальную форму, неглубокая, в нее вмещается всего треть головки кости бедра. Головка бедренной кости удерживается в вертлужной впадине за счет связочного аппарата и натяжения суставной капсулы.
В первый год жизни происходит стабилизация тазобедренного сустава, угол наклона вертлужной впадины уменьшается, шейка бедренной кости окостеневает, происходит центрация головки сустава, связочный аппарат укрепляется.
С 4-6 месяцев активно формируются ядра окостенения. К 5-6 годам у ребенка ядро окостенения увеличивается примерно в десять раз. К 14-17 годам происходит замена хряща костью. Шейка бедра растет до 18-20 лет за счет хрящевых зон. У взрослого человека рост кости бедра заканчивается, хрящ полностью заменен костью.
Если сустав развился неправильно, то головка бедренной кости не может удержаться в суставной впадине, и тогда констатируется дисплазия тбс.
Подробнее в отдельной статье: дисплазия суставов.
Оглавление [Показать]
Причины развития дисплазии тбс у детей
В утром матери сустав может сформироваться неправильно по множеству различных причин, поэтому все они перечислены далее: генетические причины (25-30%), крупный плод, маловодие, многоплодная беременность, тазовое, поперечное, ягодичное предлежание плода, нарушение процессов обмена матери, нехватка витаминов у матери, особенно кальция и фосфора, йода, железа, витаминов Е и группы В, эндокринные нарушения во время беременности, гинекологические проблемы матери, гормональные нарушения (много прогестерона в поздние сроки беременности, фактор особенно важен для девочек), вирусные и инфекционные болезни матери, внутриутробное обвитие пуповиной, многоплодная беременность, поперечное положение плода, неправильное питание и вредные привычки матери, ранний токсикоз, поздний токсикоз, пороки сердца, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, преждевременные роды, неблагоприятная экология, недоразвитие позвоночника, спинного мозга, повышенный тонус матки, ограничивающий подвижность плода в конце срока беременности.
Степени дисплазии тбс
Дисплазия тбс у детей может быть выражена в разной степени. Предвывих (1 степень) характеризуется патологией только вертлужной впадиной, бедренная кость не смещена, но патология определяется клинически и рентгенологически. Подвывих (2 степень) отличается смещением бедренной кости, часть которой остается в вертлужной впадине. Врожденный вывих (3 степень) дисплазии тбс характеризуется расположением головки бедренной кости вне вертлужной впадины.
При нормально развитом суставе ножки малыша хорошо отводятся в стороны, имеют одинаковую длину, не имеют ограничения, характерно одинаковое количество складочек на ножках.
При подвывихе отведение бедра с патологией ограничено, при сформированном вывихе ограничение выражено сильно. При наличии каких-то симптомов дисплазии тбс стоит провести тщательную диагностику.
Диагностика дисплазии тбс у детей
Диагностикой заболевания являются рентгенологические исследования, плановые ультразвуковые исследования. УЗИ обычно делают в три месяца, рентген можно сделать непосредственно в роддоме, если возникли хоть какие-то подозрения на дисплазию тбс.
Лечение дисплазии тем эффективней, чем раньше начато. Сегодня успешно применяют такие средства, как шина Кошля (способствует центрации головки сустава, фиксирует бедра в разведенном состоянии, но дает малышу возможность активных движений в бедренных суставах), Стремена Павлика (тканевый грудной бандаж, способствует центрации головки сустава, укрепляет связки тазобедренного сустава, в этих стременах ребенок не выпрямляет ноги, другие движения возможны, эффективен в период от полугода до года).
Шина Фрейка используется при легких формах дисплазии тбс у детей, которые еще не достигли полугодовалого возраста, но не показана при вывихе, она предназначена для того чтобы бедра сохраняли свое положение под углом в девяносто градусов. При лечении других форм дисплазии у детей старше полугода используются разнообразные шины (Кошля, Виленского, Мирзоевой, Орлетт, аппарат Гневковсого, гипсование). При дисплазии тазобедренного сустава у детей старше года чаще всего используют гипс для фиксирования ног в определенных положениях. Положение Лоренца I ─ фиксация ног, согнутых под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах при полном отведении бедер до плоскости кровати. Положение II ─ умеренное контролируемое отведение бедер, согнутых под углом 90 ˚. Положение III ─ немного отведенные ноги в выпрямленном состоянии. При достижении ребенком полутора лет, если дисплазия тбс не побеждена, обычно назначается операция (чаще «по Солтеру»).
В комплексном терапевтическом лечении при дисплазии тазобедренного сустава применяют ЛФК и укрепляющий массаж, чтобы укреплялись мышцы сустава, улучшалось его кровоснабжение. ЛФК целесообразно применять даже при отсутствии патологии, если у ребенка есть генетическая предрасположенность к дисплазии, в таких случаях эффективно проводить ЛФК без нагрузки на суставы в положении лежа.
В любом случае родителям, малыши которых имеют дисплазию тбс, не стоит отчаиваться, а надо набраться терпения и сил, чтобы преодолеть трудности. И это обязательно случится, если своевременно, под контролем врача проводить грамотную терапию.
Также будут полезны следующие статьи:
— Дисплазия — полная информация
— Развитие ребенка в условиях ограничения подвижности
— Эмоциональное состояние родителей
— Как подготовить ребенка к операции
Психическое развитие ребенка.
Пренатальный период делят на 3 стадии:
♦ предзародышевую;
♦ зародышевую (эмбриональную);
♦ стадию плода.
Предзародышевая стадия длится 2 недели. Зарождение человеческого существа в результате соединения сперматозоида и яйцеклетки — событие уникальное. Лишь один из 300 млн. сперматозоидов сможет проникнуть в яйцеклетку и оплодотворить ее, определяя пол и генетические черты ребенка. С этого момента и начинается оплодотворение.
В течение следующих 24-48 часов яйцеклетка и сперматозоид объединяются в отдельную клетку – зиготу (от греческого «сочетаться, соединяться вместе»). Через 48 часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, делится на 2 клетки. Затем, в результате второго дробления, из этих 2 клеток образуются 4 и т. д. Процесс дробления клеток ускоряется, так что к концу 6-го дня образуется уже более 100 клеток. Каждая клетка содержит 23 хромосомы от матери и 23 от отца, вместе они образуют индивидуальный генетический код ребенка.
В результате деления клетки образуют плотный шар, называемый морула. Примерно через 4 дня в центре морулы накапливается жидкость и создается полость. Эта структура называется бластоциста. Сначала бластоциста свободно плавает в матке, но через несколько дней на ней образуются губкообразные выступы – ворсинки хориона. Они проникают в стенку матки и, растворяя ее, закрепляются в ней. Этот процесс называется имплантацией, он запускает гормональные изменения, сигнализирующие о начале беременности.
В норме имплантация завершается примерно через 2 недели после зачатия.
После завершения имплантации начинается эмбриональный период. Это время важнейшего развития и роста, продолжающееся до конца 2-го месяца, считая с момента зачатия (термин «эмбрион» происходит от греческого слова, обозначающего «опухоль»).
В течение эмбрионального периода одновременно протекают два очень важных процесса. Во-первых, из наружного слоя клеток образуются все те ткани и структуры, которые в оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а позднее — и плод. Во-вторых, начинается развитие из зародышевого диска всех органов и характерных признаков самого эмбриона.
На протяжении всех 6 недель эмбрионального периода зародыш быстро растет.
Внутренние клетки эмбриона формируют 3 различных пласта клеток:
— первый (наружный) слой — эктодерма – превратится в нервную систему (включая мозг, глаза, уши), кожу и волосы;
— второй слой – эндодерма – станет печенью, оболочкой кишечного тракта, легкими, поджелудочной и щитовидной железами;
— третий слой — мезодерма – кровеносной системой, урогенитальной системой, мышцами, скелетом и сердцем.
К концу 4-й недели беременности, всего через 2 недели с начала эмбрионального периода, начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в самой примитивной форме, его нервная система. Сердце и нервная система содействуют развитию эмбриона как целого организма. Все это происходит с зародышем, длина которого составляет всего 6 мм.
У месячного зародыша можно обнаружить глаза, которые расположены по бокам головы; строение лица зародыша на протяжении 2-го месяца меняется практически ежедневно.
В течение 7-9-й недели из небольших зачатков конечностей на туловище зародыша образуются руки и ноги. Уже присутствует мозг, пищеварительная система, сердце, почки и печень.
К 8-й неделе появляются зачатки ушей, глаз и даже дёсен.
9-11 недель: у малыша уже есть носик и пальчики на руках и ногах. Его голова все еще больше тела. Глаза уже сформированы, хотя ребенок не может еще ими видеть.
К концу первого триместра беременности органы и черты ребенка сформированы. Он начинает использовать мышцы.
В 10-11 недель ребенок сгибает пальчики, а в 11-12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. Малыш уже приблизительно 5-6 см в длину, весит примерно 14 г.
Кровь циркулирует между ребенком и мембраной, при помощи которой он крепится к стенке матки, начинает функционировать плацента.
Таким образом, к концу первого триместра беременности у ребенка появляются не только разнообразные сенсорные переживания, но и положительные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние. Влияние матери на ребенка в этот период происходит через функции ее организма. Желанность беременности и положительное отношение к будущему появлению ребенка в первом триместре беременности помогают матери положительно переносить неприятные изменения в состоянии женщины в этот период.
Стадия плода начинается с начала третьего месяца беременности и продолжается до момента рождения, т. е. примерно 7 месяцев из 9-месячного периода беременности. Именно в это время созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма. Плод начинает шевелиться, «брыкаться», поворачивать голову, а затем и все тело. Несмотря на плотно сомкнутые веки, он пробует «направлять взгляд», шевелит губами, открывает рот, начинает понемногу глотать амниотическую жидкость, отрабатывает дыхательные упражнения в жидкой среде, совершает сосательные движения — и, возможно, даже сосет большой палец.
На протяжении 3-го месяца идет дальнейшее формирование соматических структур плода.
В глазах образуется радужная оболочка и все нервы, связывающие глаз с головным мозгом. В деснах формируются зубы, начинается заметный рост ушных раковин. У плода развиваются щитовидная, вилочковая, поджелудочная железы и почки. Начинает функционировать печень. У будущего малыша действует желудочно-кишечная система – тонкая кишка уже способна сокращаться и проталкивать воды, из которых он получает питательные вещества. Внешние половые органы достаточных размеров, чтобы уверенно определить пол ребенка.
13-16 недель: Ребенок получает все питательные вещества из плаценты. В длину он 9 см. У малыша начинают расти волосы. На 4-м месяце длина тела увеличивается так, что голова перестает выглядеть непропорционально большой, как в предыдущие месяцы.
На лице становятся различимы губы, а сила сердечной мышцы возрастает настолько, что частота сердечных сокращений начинает равняться 120-160 ударам в минуту.
17-20 недель: С 17-й недели у ребенка начинает формироваться жировая прослойка (или подкожно-жировая клетчатка), которая участвует в вырабатывании энергии и обмене веществ. Начиная с этой недели малыш начинает реагировать на громкие шумы, и громкие звуки вряд ли ему понравятся. Глаза ребенка все еще закрыты, но он ими уже может двигать вверх и вниз. У него появляются брови, ногти на руках и ногах. Тело ребенка покрыто мелкими пушковыми волосами. К данному моменту движения ребенка становятся более сильными и заметными.
На 20-й неделе развиваются органы вкуса и обоняния. Длина тела примерно 17 см, вес – 280-300 г.
Таким образом, на 5-м месяце у плода появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила движений.
21-24 недели: К 21 неделе пищеварительная система малыша развита так, что он уже может заглатывать околоплодную жидкость. Вместе с ней в организм ребенка поступает основное количество питательных веществ. Ученые полагают, что заглатывание околоплодных вод способствует росту и развитию пищеварительной системы плода. На 24 неделе ребенок весит примерно 570-580 г., а его длина составляет 21 см.
Формируются 2 слоя кожи: эпидермис и дерма. Эпидермис отвечает за образование кожного рисунка на подушечках пальцев, ладонях, ступнях, который определяется генетически. Дерма, находящаяся под эпидермисом, образует выросты, которые содержат нервные окончания и кровеносные сосуды. Кожа ребенка в этот период морщинистая, покрытая сверху первородной смазкой – жирным веществом, которое предохраняет кожу от воздействия околоплодной жидкости.
К 24-й неделе начинают работать потовые железы, формируются легкие, но пока они не могут работать самостоятельно. Более полно развивается кожная чувствительность, появляется реакция на звук. Глаза полностью сформированы, уже могут открываться веки.
На 6-м месяце голова и туловище ребенка становятся все более пропорциональными. Идет интенсивное развитие костной системы, продолжается рост волос на голове, и плод начинает распрямляться. Также малыш становится все эмоциональнее и подвижнее. Он уже может сердиться, волноваться, выражать свое недовольство – умеет напрягать мышцы вокруг глаз и сморщивать губки, изображая плач или улыбку.
Событием, заслуживающим особого внимания в течение второго триместра, является развитие мозга. Головной мозг увеличивается в 6 раз.
Таким образом, во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка – удовольствие или неудовольствие – изменяется в зависимости от эмоционального состояния матери напрямую, через поступающие с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. После 20-ти недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель – на тактильную и слуховую стимуляции. Исследователь считают, что в этом периоде можно говорить о факте активности ребенка.
В течение третьего триместра происходит созревание многообразных структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца.
25-28 недель: Черты лица уже полностью сформированы. Малыш хорошо различает звуки и то, что происходит в окружающем мире. Различает голоса, шумы, слушает музыку. Слишком резкие звуки пугают его. Приблизительной на 26-й неделе малыш впервые открывает глазки, они уже полностью сформированы и могут воспринимать свет.
На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову к свету, направляемому на живот матери. Во всяком случае, сканирование мозга подтверждает, что он реагирует на свет. Кроме того, малыш видит смутные очертания своих рук и пуповины. На 28-й неделе у ребенка формируются вкусовые сосочки языка. Увеличивается масса мозга, на нем начинают появляться характерные борозды и извилины. Ребенок активно поправляется – это связано с увеличением объема подкожной клетчатки. Ребенок весит уже около 1 кг.
В возрасте 7 месяцев нервная система плода созревает настолько, что может управлять дыханием и глотанием. Малыш уже ощущает прикосновения и боль; возможно, начинает работу его вестибулярный аппарат.
29-32 недели: Ребенок набирается сил, копит жирок, готовясь к самостоятельной жизни. Места ему становится все меньше, поэтому он постепенно определяется со своим постоянным положением в животе у мамы.
Почки и мочевой пузырь ребенка активно работают. В этот период ребенок кашляет и икает. У малыша исчезают практически все морщины. Волосы на голове становятся гуще. Примерно на 30-й неделе ребенок практикуется, пытаясь сфокусировать взгляд. К концу 32-й недели ребенок может весить 1,7 кг и имеет длину вместе с ножками 42 см.
На 8-м месяце плод может прибавлять в весе до 200 г в неделю. Возможно, что с 32-й недели малыш начинает осознавать происходящее, т.к. многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже сформировались. Сканирование мозга показывает наличие периодов покоя, которые выглядят как периоды парадоксального сна.
33-36 недель: С переходом на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и, как полагают, завершается развитие слуха. Малыш округлился, кожа его стала розовой и гладкой. Ноготки выросли и начинают выступать за пальчики.
К 36-й неделе личико ребенка становится полненьким, появляются круглые щечки. Ребенок продолжает в утробе сосать палец – тренирует сосательные мышцы. Голова ребенка может уже спуститься в тазовую область, готовясь к родам заранее.
Ребенок набирает каждую неделю по 220 г. К 36-й неделе он весит уже 2,75 кг, а его рост вместе с ножками достигает 46 см.
37-40 недель: Малыш продолжает набирать вес и в последние недели. Все органы и системы ребенка уже развились и находятся на своих местах. У ребенка развиты рефлексы, которые помогают ему выполнять хватательные движения, моргать, закрывать глаза, перебирать ногами, поднимать и опускать голову. В это время происходит улучшение зрения и координация глаз, а также становление функций головного мозга. В самую последнюю очередь развиваются легкие и дыхательная система.
Теперь ребенок весит от 3 до 3,4 кг и дорос до 48-50 см.
Так, приблизительно за 9-месячный период первоначально одноклеточная зигота в норме развивается до 10 триллионов клеток, организованных в органы и системы.
Таким образом, в третьем триместре у ребенка формируются предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, музыкальным и речевым фразам, песням, мелодиям, стихам, развивается избирательность к культурным особенностям пищи. Позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания.
К 6-му месяцу беременности (к 25-й неделе) ребенок способен перевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность малыша начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери.
Пренатальный период развития ребенка — прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.
Ирина Базан
Источник
Клетки, из которых формируются сперматозоиды, закладываются у эмбриона еще в утробе матери и проходят длительный путь развития до созревания.
- Проэмбриональный период – гаметогенез (процесс созревания половых клеток, или гамет, плюс первые 20 дней развития) – 1-4-я неделя беременности.
- Эмбриональный период, или период раннего органогенеза (закладки органов) – 21-60-й день развития – 5-12-я (включительно) неделя беременности.
- Плодный период, или фетальный (с 60-го дня развития до конца беременности) – 13-40-я неделя беременности.
Срок беременности рассчитывается не со дня зачатия (иногда он известен с точностью до дня), а в соответствии с принятым в акушерстве расчетным сроком: к первому дню последней менструации прибавляются 2 недели.
Начало всех начал – яйцеклетка и сперматозоид. Другое их название – половые клетки, или гаметы (греч. gametes – супруг). Последнее название, на мой взгляд, точнее, ведь по сути это две половинки новой жизни.
В яйцеклетке распределяются различные белки, информационные РНК и другие молекулы, что в большой степени и определяет, каким будет начало образования эмбриона. Количество яйцеклеток известно уже при рождении девочки. Обычно их около 400.
С наступлением полового созревания в течение каждого менструального цикла в одном яичнике созревает одна яйцеклетка. После выхода яйцеклетки из яичника в фаллопиеву трубу для поиска сперматозоида на месте ее нахождения образуется так называемое желтое тело, которое вырабатывает гормоны, подготавливающие матку к приему будущего ребенка. Гормоны желтого тела способствуют нормальному протеканию беременности в первом триместре.
Сперматозоиды образуются и созревают в семенниках на протяжении всей жизни из зачаточных клеток-предшественников. Процесс их созревания длится в среднем 74 дня. Поэтому процесс сперматогенеза (образования сперматозоидов) может быть нарушен в результате травмы или воспалительного процесса. Количество клеток-предшественников не сосчитать.
Яйцеклетка намного больше сперматозоида.
Размер сперматозоида – 50-60 мкм., яйцеклетки – 0,1 мм.. Семенная жидкость, попадающая во влагалище, обычно содержит от 60 до 150 миллионов сперматозоидов. Скорость их движения – 2-3 мм. в минуту.
Пример из жизни
Прожив длительное время с первым мужем – голубоглазым блондином, а затем разведясь, женщина вышла замуж второй раз, но за брюнета. Через несколько лет брака (с первым мужем она не встречалась) она родила сына – точную копию первого мужа! Не зря говорят, что каждый мужчина после ночи любви оставляет частичку себя в женщине. А оставляет он не что иное, как генетический материал! Ведь сперматозоид и есть передвигающийся генетический материал!
Но! Сперматозоиды не только переносят генетический материал и оплодотворяют яйцеклетку, они еще могут вырабатывать специальные вещества, которые стимулируют яйцеклетку к созреванию. Со своей стороны яйцеклетка защищается от повторного оплодотворения, вырабатывая вещество, которое склеивает сперматозоиды.
Сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, выводит ее из состояния анабиоза, а через 20 часов происходит слияние генетического материала матери и отца, то есть оплодотворение.
Через 30 часов наступает первое деление оплодотворенной клетки. На 3-5-й день развития зародыш состоит из 8-12 округлых равных частей, бластомеров. В это же время начинается их разделение на различные виды: бластомеры наружной оболочки приобретают одни свойства, а внутренние бластомеры – другие. Внутри зародыша начинает накапливаться жидкость.
В клетках зародыша происходит активное образование гормона – хориального гонадотропина (от греческого chorion – оболочка, послед). Именно он раньше других сигнализирует о наступившей беременности, вызывая неожиданное утреннее недомогание и тошноту. Его наличие определяется с помощью тест-полосок.
Продолжая делиться, клетки зародыша перемещаются в матку по маточной трубе вместе с током жидкости, подгоняемые движением ресничек маточной трубы и сокращением ее мышц. На 5-6-й день зародыш в норме попадает в матку. Этот процесс называется имплантацией.
А что происходит дальше?
Дальше происходит то, о чем мы с вами можем только догадываться на основании многочисленных исследований на животных, так как эта часть процесса развития человека скрыта от наших глаз по ряду причин. Во-первых, женщина в это время чаще всего даже не знает о своей беременности. Во-вторых, размеры эмбриона еще столь малы, что рассмотреть что-либо при проведении УЗИ невозможно.
Матка готовится к имплантации зародыша: слизистая набухает, становится заметно толще, возрастает количество желез и кровеносных сосудов. Все эти процессы происходят под воздействием гормонов, вырабатываемых яичниками. Зародыш постепенно освобождается от своей плодной оболочки и погружается в эндометрий (внутренний слой матки). Процесс погружения зародыша в эндометрий занимает около 40 (!) часов.
Итак, на 7-е сутки зародыш плотно присасывается к стенке матки с помощью специальных многочисленных ворсин – так называемых ворсин хориона. В результате слияния ворсин и клеток стенки матки образуется новый орган – плацента. На этой стадии серьезные дефекты наследственного характера приводят к самостоятельному прерыванию беременности, что обычно расценивается как задержка менструации или незначительный сбой менструального цикла.
В случае благоприятного течения беременности запускается процесс разделения всей клеточной массы на два, а далее на три типа клеток (зародышевых листков), соответственно носящих названия эктодерма (это самый наружный зародышевый слой, от греч. ektos – снаружи, derma – кожа), энтодерма (самый внутренний слой, от греч. entos – внутри), мезодерма – средний слой (от греч. mesos – средний, промежуточный).
Далее происходит закладка органов, а клеткам придается специализация для выполнения тех или иных функций в соответствующих органах и тканях.
Из мезодермы образуются мышцы скелетной мускулатуры, кости, хрящи, почки, печень, селезенка, половые железы, брюшина, соединительные ткани.
Из энтодермы – легкие, печень, поджелудочная железа, а также эпителиальный слой клеток, выстилающий пищеварительный тракт.
Из эктодермы – кожа, центральная нервная система и органы чувств.
Изучая процессы, происходящие в организме человека, ученые всегда сравнивали строение его органов и систем со строением соответствующих органов и систем у животных. Есть организмы с более примитивным строением органов, как, например, хорошо известная из школьного курса биологии одноклеточная инфузория туфелька. И наоборот, есть млекопитающие, у которых органы устроены сложнее, чем у человека.
Так вот, у человека в процессе внутриутробного развития происходит построение сложного через простое, если можно так сказать. Каждая последующая форма сменяет более примитивную предыдущую.
Ошибочно полагать, что одна форма переходит в другую. Они закладываются и развиваются из разных зачатков, и объединяет их только выполнение общей работы по выведению ненужных продуктов обмена. У эмбриона происходит поочередная смена трех форм выделительных органов: предпочки (pronephros), первичной почки (mesonephros) и вторичной почки (metanephros).
Орган выделения, который соответствует строению предпочки (другое название – пронефрос; от греч. pronephros – перед почкой, вместо почки), имеют сегодня во взрослом состоянии миксины из круглоротых, некоторые низшие рыбы.
У высших позвоночных и человека предпочка закладывается на 21-22-й день жизни зародыша, но функционирует всего несколько суток, представляя, таким образом, рудимент и сменяясь в дальнейшем первичной почкой.
Орган выделения, соответствующий первичной почке человеческого зародыша, как основной орган выделения имеют низшие позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).
К концу третьего месяца первичные почки заменяются вторичными. Для чего это нужно? Сложно сказать. Вероятно, для того, чтобы построить более совершенный организм, необходимо пройти ряд подготовительных стадий, которые доказали свою жизнеспособность у более примитивных организмов и в данном случае являются лишь промежуточным звеном.
До рождения как орган выделения работает первичная почка. Ее отводящий проток впоследствии преобразуется в семявыносящие протоки. Отходящие в области клоаки слепые отростки дают начало мочеточникам и лоханкам, мюллеровы протоки в месте впадения в клоаку сливаются в один канал.
Окончательная почка формируется из хвостовых участков специальных зачатков – сегментных ножек, или нефротомов. На 6-8-й неделе беременности в почке дифференцируются почечные канальцы, вступающие в тесный контакт с врастающими в зачаток почечными артериями. Так образуются клубочки. Другим концом они соединяются с парными отростками каналов первичной почки, формирующими лоханку и мочеточники.
Любой орган должен кровоснабжаться и контролироваться нервной системой. Поэтому в строении почек участвуют и кровеносная система, и соединительная ткань, а, следовательно, различные зародышевые листки.
Чем меньше эмбрион («будущий малыш»), тем быстрее протекают все процессы.
Если воздействие извне произошло в самом начале беременности, то, как правило, она заканчивается самопроизвольным прерыванием, и женщина об этом может даже не догадываться. На более поздних сроках, когда закладка всех органов и систем уже произведена и идет только их рост, вероятность развития серьезных пороков крайне мала.
Внутриутробное (антенатальное) развитие нервной системы плода
Нервная система новорожденных является не вполне зрелой (по сравнению с таковой взрослых и детей более старшего возраста), но именно она обеспечивает контроль функций практически всех органов и систем организма в условиях адаптации к внеутробной жизни.
В этой связи детским неврологам необходимо четко представлять основные этапы развития нервной системы, поскольку возникновение у новорожденных различных видов профильной патологии может находиться в прямой зависимости от воздействия на ЦНС на том или и ином этапе онтогенеза.
В этой главе мы кратко представим основные сведения о развитии нервной системы на протяжении внутриутробного и неонатального периодов, а затем рассмотрим некоторые особенности неврологического осмотра новорожденных.
Как известно, во время внутриутробного (эмбрионального и фетального) периода онтогенеза происходят постепенное и планомерное усложнение строения центральной нервной системы, последовательная дифференцировка нейронов и глиальных элементов.
К.А. Семенова и Г.Г. Шанько указывают, что развитие ЦНС начинается с формирования филогенетически более древних образований и идет в направлении снизу вверх, а именно:
спинной мозг->мозговой ствол->полушария большого мозга.
Степень созревания нервной системы определяется дифференцировкой нервных клеток и миелинизацией проводящих путей.
Ю.И. Барашнев предлагает рассматривать в периоде внутриутробного онтогенеза нервной системы человека следующие важнейшие периоды и события:
• первичная нейруляция (дорсальная индукция);
• вентральная индукция;
• нейрональная пролиферация;
• миграция;
• организация;
• миелинизация.
Хотя ранее принято было считать, что у эмбриона человека до 3-недельного возраста отсутствуют признаки нервной системы, а ее закладка происходит лишь к началу 4-й недели развития, в настоящее время известно, что нервная система начинает формироваться на третьей неделе эмбрионального развития из наружного зародышевого листка (эктодерма).
Формирование ЦНС начинается с возникновения нервной пластинки, которая появляется на 18-й день эмбрионального развития. Так называемая нейруляция (формирование нервной трубки) начинается с 22-го дня и вскоре завершается закрытием каудального нейропора (отверстия, имеющегося в эмбрионе, ведущего из центрального канала нервной трубки наружу) между 26-м и 28-м днями эмбрионального развития.
Нервная пластинка постепенно преобразуется в желобок с приподнятыми краями, а края указанного желобка приближаются друг к другу и смыкаются, образуя замкнутую нервную трубку. Из нижнего отдела нервной трубки формируется спинной мозг, а из верхнего отдела нервной трубки образуются три расширения (первичные мозговые пузыри: передний, средний и задний, или ромбовидный).
Последовательные серии изменений в виде изгибов нервной трубки к 32-35-му дню эмбрионального развития приводят к выделению основных отделов головного мозга. На этом этапе внутриутробного онтогенеза парные боковые смещения (эвагинации) порэнцефалической полости формируют телэнцефалические пузырьки, которые разрастаются в стороны, образуя полушария (гемисферы).
Соединения между центральными и боковыми (латеральными) полостями постепенно сужаются, образуя межжелудочковое отверстие. Передняя стенка конечного мозга (telencephalon) между эвагинированными пузырьками (lamina terminalis) образует пучок волокон, соединяющий противоположные половины переднего мозга и структуры обонятельного мозга (rhinencepahalon).
Большой мозг развивается сравнительно быстро и вскоре по своему объему опережает темпы роста остальных церебральных отделов, постепенно достигая стадии, когда все указанные структуры оказываются прикрытыми большим мозгом (снаружи и с боков).
Церебральная кора формируется поэтапно. Нейробласты пролиферируют в зону вентрику-лярного или внутреннего матрикса (матрицы), а начиная с 7-й недели эмбрионального развития постмитотические клетки мигрируют оттуда по радиально расположенным глиальным волокнам (через промежуточную зону), попадая в кортикальную мантию (или пластинку), расположенную под субпиальной маргинальной зоной. Кортикальная пластинка постепенно утолщается под воздействием последовательных волн миграции клеток, которые наслаиваются на прибывшие ранее. Формирование коры, таким образом, происходит изнутри.
Признаки горизонтальной кортикальной ламинации впервые отмечаются в архикортексе (archicortex), островке Рейля (овальная зона коры большого мозга, расположенная выше наружной капсулы и латеральнее чечевицеобразного ядра) и передней париетальной коре.
Между 26-й и 28-й неделями развития у плода обнаруживается 6-слойное строение коры, т.е. указанная структура дифференцируется до этой стадии лишь по прошествии более 6 мес внутриутробного онтогенеза. Первый слой коры — молекулярный (разрозненные веретенообразные или грушевидные клетки); второй — наружный зернистый (скопление тесно прилежащих мелких круглых, полигональных или треугольных клеток); третий — слой малых и больших пирамидальных клеток; четвертый — внутренний зернистый (из мелких круглых, полигональных и треугольных клеток); пятый — внутренний пирамидный; шестой — полигональный (состоящий из полигональных клеток).
Пролиферация нейробластов практически полностью завершается к 18-й неделе внутриутробного развития. Впоследствии в процессе пролиферации субэпендимального матрикса продолжают продуцироваться глиальные предшественники.
В коре полушарий головного мозга традиционно выделяют три части: палеокортекс (часть коры, принимающая волокна обонятельного нерва), архикортекс (скопление третичных нейронов обонятельного характера) и неокортекс (новая кора); эти части являются неравными. Архи-, палео- и неокортекс четко различимы у человеческих эмбрионов к середине 3-го месяца развития.
Ранний фетальный мозг выглядит плоским и имеет лиссэнцефалический вид. Большие борозды (межполушарная, сильвиева, шпорная) появляются к середине гестационного периода. Первичные борозды (центральная, пре- и постцентральная, 1-я и 2-я височная, 1-я и 2-я лобная, орбитальная) формируются между 20-й и 28-й неделями внутриутробного онтогенеза, а вторичные — только в III триместре гестации.
Борозды изначально имеют вид мелких углублений и формируются в процессе роста боковых извилин.
Мозжечок формируется из клювовидной (ростральной) поверхности изгиба моста. Расширение нервной трубки в этой области приводит к истончению крыши до толщины мембраны, в то время как изгиб придает базальной и крыловидной пластинкам положение более острого угла. Боковые края крыловидных пластинок формируют парные выпячивания, ромбовидные губы, которые растут в дорсомедиальном направлении и сливаются со средней линией между 7-й и 12-й неделями.
Клетки мигрируют из ромбовидных губ частично по наружной поверхности, формируя наружный зернистый слой, а также (в большей степени) внутрь, продуцируя глубокие ядра мозжечка и клетки Пуркинье. Наружные зернистые клетки относятся к примитивному матриксу, продолжая пролиферировать в периоде постнатальной жизни. Они мигрируют внутрь вдоль радиальной глии Бергмана, формируя внутренний гранулярный слой. Впоследствии инволюция наружного зернистого слоя происходит уже после 4-го месяца постнатальной жизни, но его остатки могут сохраняться и до 12-месячного возраста.
Следует отметить, что в целом развитие мозжечка отстает от развития остальных отделов мозга до 5-го месяца гестации. В постнатальной жизни развитие мозжечка резко ускоряется и данная структура достигает размеров, соответствующих таковым у взрослых индивидов (это происходит примерно к 18-месячному возрасту).
Ликворная система ЦНС. К моменту образования мозговых пузырей формируются желудочки головного мозга. В каждом полушарии наличествуют I и II желудочки (боковые), а в промежуточном мозге — III желудочек. В среднем мозге полость трансформируется в сильвиев водопровод, соединяющий III и IV желудочки (последний формируется из остатков 4-го и 5-го мозговых пузырей). Сосудистые сплетения, необходимые для выработки спинномозговой жидкости, образуются в полости желудочков мозга на 1-ми 2-м месяцах внутриутробного развития (на 1-м месяце – сосудистые сплетения III и IV желудочков, а на 2-м – боковых желудочков).
Вплоть до 5-го месяца внутриутробного онтогенеза все полости головного мозга являются замкнутой системой и лишь по прошествии 5-6 мес гестации образуются три отверстия (Мажанди, Лушки), через которые ликвор поступает на наружную поверхность мозга, расслаивая покрывающую его оболочку.
Спинной мозг развивается раньше, чем другие отделы ЦНС, достигая значительных размеров, когда эмбриональный головной мозг еще находится на стадии церебральных пузырей. На ранних этапах фетального онтогенеза спинной мозг полностью заполняет всю полость позвоночного канала. Поскольку впоследствии рост позвоночного столба опережает таковой спинного мозга, последняя структура локализуется на уровне до III поясничного позвонка.
Миелинизация. Формирование миелиновой оболочки, обладающей защитной, изолирующей, трофической, а также нейротрансмиссивной функциями, является чрезвычайно важным фактором в развитии нервной системы. Начальные признаки миелинизации обнаруживаются у плодов человека на 4-м месяце внутриутробного развития и определяются в нервных волокнах задних и передних корешков спинного мозга.
К концу 4-го месяца миелин выявляется у плодов в нервных волокнах, входящих в состав восходящих (афферентных) боковых канатиков спинного мозга (чувствительных). В нисходящих (эфферентных) волокнах, выполняющих двигательные функции, признаки миелинизации обнаруживается позже — не ранее 6-го месяца внутриутробного развития.
Миелинизация нервных волокон пирамидного тракта начинается лишь на 9-м месяце внутриутробной жизни (впоследствии этот процесс продолжается на протяжении первых лет жизни).
Таким образом, к моменту завершения внутриутробного периода развитие ЦНС в плане структурного анатомо-морфологического строения достигает практически полного формирования, но функциональные свойства нервной системы остаются несовершенными (незрелыми).
– Читать “Постнатальное развитие нервной системы новорожденного”
Оглавление темы “Неврология”:
- Пароксизмальная гемикрания – клиника, диагностика
- Головная боль с покраснением глаз, слезотечением – клиника, диагностика
- Причины головных болей у пожилых – эпидемиология
- Гигантоклеточный артериит – причины, диагностика, лечение
- Гипническая головная боль – причины, диагностика, лечение
- Постгерпетическая невралгия – причины, диагностика, лечение
- Невралгия тройничного нерва – причины, диагностика, лечение
- Внутриутробное (антенатальное) развитие нервной системы плода
- Постнатальное развитие нервной системы новорожденного
- Оценка развития нервной системы новорожденных детей – навыки и умения