Рюкзак исправляет осанку и делает учебу интересней

Выбирая школьный ранец, родители нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, все это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое — вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.

Вес. По действующему ГОСТу масса пустого ранца не должна превышать 1 кг.  При этом вес ранца со всем содержимым должен составлять не более 10% от веса ребенка — для учащихся младших классов это примерно 2-3 килограмма. Важно не только выбрать легкий ранец (большинство моделей известных западных производителей укладывается в нормы), но и следить за его содержимым, когда ребенок начнет учиться, выкладывать ненужные учебники, тетради и другие вещи.

Итак. Хороший школьный ранец

Весит менее 1кг

С ортопедической спинкой и регулируемыми лямками

Со светоотражателями спереди, на боках, и лямках

Из прочной водоотталкивающей ткани

С прочными швами и кантами

С клапанами от дождя и молниями

С укрепленными углами и пластиковым дном

С удобными карманами и вместительными внутренним отделением

Правильно сидит на спине вашего ребенка

Есть свои нормы учебников

Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий. Введены в действия санитарные правила и нормы « Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебника для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся

1-4 классов=300 г

5-6 классов=400 г

7-9 классов=500 г

10-11 классов=600г

Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент в своем классе. В эксперименте участвовало 10 человек

Для этого я рассчитала правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика. т. е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Выявление правильной осанки проводили при наблюдении за положением плеч при ходьбе, также ношение предметов на голове и стояние у стены, где голова, лопатки , ягодицы и пятки вплотную прикасались к стене. Другой ученик пробует просунуть между поясницей и стеной сначала кулак, потом ладонь. Если проходит только ладонь, а кулак нет, то это правильная осанка.

Результаты исследования.

1, 20% учащихся имеют неправильную осанку, значит нужно обратить внимание на это детей и родителей.

2. 60% учащихся нашего класса носят ранцы тяжелее нормы.

3. – Самый правильный ранец у 5 учащихся – это до 500г ( 50 %)

-самый легкий портфель у 5 учащихся

-самый тяжелый портфель у 3 учащихся: Зозина А, Акуньшиной К, Колесникова С – это (30%)

-самый легкий портфель с принадлежностями у 3 учащихся (30%), это 3 кг (30%)

-самый тяжелый ранец с принадлежностями -4 кг 500г, вместо правильного 3 кг 600г у

Оплачкина С (10%)

-самый «тяжелый» учебный день –среда где нужно принести 5 учебников с тетрадями, а также альбом для рисования и принадлежности для рисования

– самый «легкий» учебный день – пятница, где нужно принести 3 учебника с тетрадями.

Выводы:

Я увидела, что 6 человек (60%) нашего класса носят ранцы, которые превышают гигиенические нормы.

Ранцы- тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно- двигательной и сердечно- сосудистой системы. Тем более, что уже у 2 ребят есть проблемы с осанкой.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами –легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности, осанки.

Пронаблюдав в течение недели за весом ранцев, я обнаружила, что самым тяжелым ранец бывает в среду (без сменной обуви и дополнительной книги). Самым легким ранец оказался в пятницу, это тоже без сменной обуви и дополнительной книги.

Правила пользования ранцем:

Правило 1. Следует тщательно отрегулировать лямки ранца: верхняя часть портфеля должна находиться на уровне плеч, а нижняя – не ниже уровня талии.

Правило2. Необходимо проследить за тем, чтобы школьный ранец плотно прилегал к спине ребёнка.

Правило 3. Рюкзак должен иметь мягкую прокладку.

Правило 4. Необходимо пресекать ношение рюкзака на одной лямке- это может повредить шейной мышце и позвоночник.

Правило 5. По мнению канадских специалистов вес портфеля не должен быть выше 10% от веса ребёнка: для ученика младших классов- около 2,2 кг, для старшеклассника- в пределах 10 – 13 кг.

Рекомендации ученикам:

-Не носите лишнего в ранцах

– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям:

Прошу Вас, не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют вес портфеля не должен быть выше 10% от веса ребенка.

– У Ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

– Ваши дети быстро устают, таская за спиной тяжеловесы.

– Ваши дети быстро устают, таская за спиной тяжеловесы.

Оглавление [Показать]

Введение

Болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев.

Актуальность исследования: Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей.

Из медицинской литературы известно, что ношение слишком больших тяжестей может вызвать искривление позвоночника и даже остановку роста. Шесть раз в неделю мы носим в школу портфель, иногда он бывает очень тяжелым, поэтому меня заинтересовал этот вопрос.

Проблема: Тяжёлый, неправильно подобранный школьный рюкзак оказывает губительное воздействие на наш позвоночник.

Цель исследования: изучить влияние портфеля на осанку детей среднего школьного возраста; исследовать соответствие школьных портфелей учащихся 6 “а” класса Жамбылской средней школы санитарно-гигиеническим требованиям; изучить формы профилактики и лечения осанки.

Задачи исследования:

1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Исследовать соответствие портфелей заявленным требованиям.
5. Разработать рекомендации, как уменьшить вредное влияние школьного рюкзака на здоровье ученика.

Объекты исследования: человеческий организм, осанка, школьный портфель.

Субъект (предмет) исследования: учащиеся 6 “а” класса Жамбылской средней школы.

Гипотеза: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью – нарушает осанку школьника, но ее можно корректировать и исправлять, если целенаправленно выполнять комплексы упражнений, заниматься физкультурой и спортом, постоянно вести наблюдения.

Методы и приемы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет и электронных ресурсов, эксперимент.

Осанка и ее значение в жизни человека

Для того, чтобы выяснить, что же такое осанка, я стала изучать различную литературу.

Свое исследование я начала с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.

В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.

В словаре Ушакова, осанка − внешность, манера держать свою фигуру.

Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держат себя.

Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или званье, знатная должность.

Читая сказки, былины можно любоваться царственной осанкой принцесс, богатырей, рыцарей. Принято считать, что царственных особ отличает горделивая посадка головы и прямая спина. Сложно представить себе прекрасную принцессу сутулой. Однако в жизни, такие «вопросительные знаки» встречаются очень часто. 

В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – отхаживая воспитанников линейкой.

И сегодня, дома, в школе, на занятиях я слышу фразу: «Держи спину!»

Шесть раз в неделю учащиеся Жамбылской средней школы идут в школу и возвращаются из нее, перенося с грузом знаний тяжесть учебных пособий, тетрадей, дневников, пеналов, сменной обуви, спортивной одежды и еще много чего, что они сами себе положат, если родители не проконтролируют. Переносимые тяжести, безусловно, влияют на правильность формирования осанки. Турист, уходя в горы, берет с собой рюкзак весом до нескольких десятков килограмм, иная хозяйка таскает многокилограммовые сумки и, судя по всему, именно к подобной взрослой жизни готовимся и мы – учащиеся средней школы.

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузок и травм.

Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20-30».

Поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.

Как портфель появился в школе

Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Портфель – слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны, но всё же чаще ходили с полевыми сумками.

В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего тёмно-коричневый. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки.

В странах Европы и Америки дети начальных классов также ходят в школу с портфелями и ранцами.

В Пекине учащиеся начальной школы используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается. А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.

Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. У рюкзака мягкая спинка, этот вариант больше подходит старшеклассникам. Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника.
 

Санитарно-гигиенические требования к портфелю

Как правильно выбрать ранец? Ведь магазины предлагают так много разных вариантов. Выбрать хороший ранец – это важная задача для родителей. При покупке следует обратить внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. У ранца должна быть твердая спинка с ортопедическими элементами. Материалы для ранца должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Еще будет хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Ребенок с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах.

Год от года школьные ранцы становятся все тяжелее и тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников превышает допустимые гигиенические нормы. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. Согластно «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков» Республики Казахстан, вес пустого ранца должен составлять:
− для учащихся 1-4 классов − 600 г;
− для учащихся 5-11 класса − 700 г.

Вес одного издания не должен превышать:
300 г – для 1-4 классов;
400 г – для 5-6 классов;
500 г – для 7-9 классов;
600 г – для 10-12 классов.

Допускается увеличение веса учебного издания не более чем на 10%.

Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать:
от 1,5 до 2,0 кг для 1-3 классов;
от 2,0 до 2,5 кг для 4-5 классов;
от 3,0 до 3,5 кг для 6-7 классов;
от 4,0 до 4,5 кг для 8-9 классов.

В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника.

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.

Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 6 “а” класса

Изучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент в своем классе. В эксперименте участвовало 17 человек.

Вот основные этапы моей работы:

1. Сначала я провела исследование в форме анкетирования, предложив ребятам ответить на вопросы анкеты:

====================

Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.

1. Какой у вас портфель? (Форма: ранец, сумка, портфель (носят в одной руке), пакет)

2. Где вы покупали портфель?
а) В магазине
б) На рынке
в) Мне портфель подарили

3. Кто выбирает для вас портфель?
а) Я сам/сама
б) Мама/папа
в) С родителями вместе
г) Родственники

4. По каким признакам вы выбирали портфель? (Можно отметить несколько признаков)
а) Цвет
б) Форма
в) Размер, вес
г) Цена
д) Наличие у портфеля ортопедической спинки

5. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять?
(Напишите) _______________________________________________________

6. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах «электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)? __________________________________________________________________

7. Занимаетесь ли вы спортом? (Можно отметить несколько вариантов)
а) Да, я посещаю секцию (укажите какую) ______________________________
б) Нет
в) Я делаю зарядку по утрам
г) Я хожу на физкультуру в школе

8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?
а) Постоянно б) Иногда в) Нет, у меня хорошая осанка

9. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?
а) Да б) Нет

10. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?

====================

Проанализировав ответы на основные вопросы, я получила следующие результаты.

1. Какой у вас портфель?
Ранец – 10 человек;
сумка – 7 человека;

2. Где вы покупали портфель?
Покупали в магазине – 3 человека;
покупали на рынке – 14 человек.

3. Кто выбирал для вас портфель?
Покупали с родителями – 11 человек;
Покупали сами – 2 человека;
Покупала мама – 2 человека;
Подарили – 2 человека.

6. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?
Электронным, легким и небольшим – 17 человек.

7. Занимаетесь ли вы спортом?
Ходят на физкультуру в школе – 17 человек;
делают зарядку – 5 человек.

8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?
Контролируют осанку – 11 человек;
не контролируют осанку – 6 человека.

2. У медицинского работника нашей школы я узнала информацию о весе и состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса. Оказалось, что из 17 человек нарушение осанки имеют 2 человека, что составляет 12%. У остальных 15 человек осанка соответствует норме – 88%.

3. Далее я рассчитала правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные показали, что у 3 учащихся вес ранца не соответствует норме (Ануарбекова Д, Каримова Е, Петрушина О).

4. Взвесила все ранцы без учебных принадлежностей. Я увидела, что у 11 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,7 кг. У 6 человека вес ранца превысил гигиеническую норму.

Я думаю, что ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности, осанки.

5. В течение недели я наблюдала за изменением веса ранца (без сменной обуви и спортивной формы) в связи с учебными нагрузками и сравнила с гигиеническими нормами. Вес ранца со школьными принадлежностями для учащихся 6 класса не должен превышать 3,5 кг.
В результате наблюдений я обнаружила, что самым тяжёлым ранец бывает в четверг – 3,985/3,831 кг. Самым лёгким ранец оказался в субботу – 2,191 кг. Самый тяжелый портфель в этот день весил 3,871 кг. Даже в этот день вес не соответствовал гигиеническим нормам.

Заключение

Изучая историю портфеля, мнения и советы медицинских работников я узнала для себя много нового и интересного. Я узнала, что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы я поняла, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать «другом» или «врагом» для нашей спины. Надеюсь, что мои одноклассники, родители и учителя воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам и рекомендациям.

Рекомендации

А как же можно уменьшить вредное влияние школьного рюкзака на здоровье ученика?

Необходимо:
1) при покупке рюкзака учитывать его вес (он не должен быть тяжелее 700 г);
2) убирать из него все лишнее (например, игрушки или ненужные в данный день учебники и принадлежности);
3) поискать возможность использовать два комплекта учебников: один пусть хранится и используется в школе, а другой – дома;
4) учитывать вес ежедневного комплекта учебников и принадлежностей при составлении расписания уроков;
5) носить рюкзак на спине, используя обе лямки.

Ну, и конечно же, школьный рюкзак поможет сохранить здоровье своему владельцу, если на нем будут вставки из специальных светоотражающих материалов. Это обеспечит безопасность школьника на дороге в темное время суток.

Кроме того, школьник должен регулярно заниматься физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет.

Список литературы

1. Лопанин А. Тяжелая ноша. Интернет-ресурс

2. На что стоит обращать внимание при покупке портфеля первоклассника. Интернет-ресурс

3. Стрельцова И.В. Исследовательская работа «Мое здоровье». // Начальная школа. – 2008. – №5, с.21.

Работу выполнила: Петрушина О.
Ученица 6 класса.

Руководитель: Байзакова А.С.
Учитель химии, биологии.

Государственное учреждение «Жамбылская средняя школа»
отдела образования акимата Костанайского района

с. Жамбыл, Костанайский район
Костанайская область
Республика Казахстан

Функциональные отклонения и заболевания костно-мышечной системы у многих детей формируются в период обучения в школе. По современным данным, у 40-80% детей выявляются различные нарушения осанки, в том числе у 3-10% из них – нарушения позвоночника, называемые «школьным сколиозом».

Поза «сидя за учебниками» или компьютером становится тяжким испытанием для всего опорно-двигательного аппарата.
Если ребенок ежедневно испытывает значительные весовые нагрузки (перенося в школу и обратно тяжелый «багаж знаний» в неправильно подобранном портфеле, рюкзаке или ранце), это может привести к неправильному формированию скелета.
Неправильные статические положения тела за школьные годы становятся привычными и быстро приводят к деформации детского позвоночника, грудной клетки, нижних конечностей, включая стопы, таза. Сколиотическая деформация позвоночника и плоскостопие представляют собой крайние проявления неправильной нагрузки, которая радикально нарушает осанку.

Осанка — это привычное вертикальное положение тела, обусловленное двигательным стереотипом, мышечным балансом и скелетным равновесием. Осанка определена человеческой конституцией, его генотипом; по сути, она является врожденным свойством индивидуума, однако в процессе развития осанка способна к совершенствованию. Это показатель здоровья человека.

В научном понимании осанка — способ построения биомеханической схемы в вертикальном положении. Такое построение определяется рядом безусловных рефлексов – двигательным стереотипом, который должен «выстроить» из сегментов тела человека конструкцию, способную противостоять силам гравитации, инерции, обеспечить вертикальное положение тела и движение.

Передвижение человека происходит за счет перемещения мышцами сегментов тела по отношению друг к другу.
К сожалению, мышцы при длительном напряжении имеют свойство уставать, поэтому тело старается принять такое положение, когда не требуется поддержка скелетной мускулатуры. Это состояние называется балансом вертикальной позы. При неправильном выравнивании баланса нарушается осанка, что приводит к дискомфорту, болям в спине, заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Именно в раннем школьном возрасте закладывается невеселая перспектива, когда, став взрослым, человек страдает болями в спине, сколиозом, остеохондрозом, становится посетителем кабинетов вертебрологов, неврологов, мануальных терапевтов, специалистов по физиотерапии, лечебной физкультуре и массажу.
Поэтому о правильной осанке надо заботиться с детства.

Кроме того, осанка, являясь «языком тела», дает представление о самоощущении человека в этой жизни. Так, человек с хорошей осанкой больше уверен в себе, своих силах, он привлекает внимание окружающих. Осанка становится как бы визитной карточкой человека.

В наш цифровой век в школьном образовании активно используются электронные дневники, учебники, букридеры и прочие гаджеты, которые добавились к традиционным учебникам, тетрадям, пеналам и т.д. — всему, что требуется на каждом уроке. В чем же удобнее приносить в школу все это богатство? Можно — в традиционном портфеле, ученическом ранце, школьном рюкзаке, сумке. А в чем удобнее -давайте разбираться.

Как выбрать школьный ранец

В школу с портфелем ходили еще наши бабушки и дедушки. Найти сегодня в магазине школьный портфель довольно трудно. И портфель, и ранец имеют жесткий каркас и хорошо сохраняют форму, но портфель носят в руке, а ранец снабжен плечевыми ремнями. Школьный рюкзак не имеет (в отличие от ранца) жесткого каркаса. Чему же отдать предпочтение?

Для первоклассников и учащихся начальной школы ортопеды и гигиенисты советуют приобрести школьный ранец. Он соответствует установленным нормативам. Масса ранца с комплектом учебников не должна превышать 1/10 массы тела ребенка. Для учеников 1-го класса — это 1,5 кг, для 2-4 классов — 2 кг; сам ранец не должен быть тяжелее 700 г.
Жесткий внутренний каркас ранца помогает так распределить содержимое, чтобы острые края учебников не врезались в спину. В таком ранце тетради и книги не мнутся.

Спинка ранца должна быть полужесткой и иметь специальные массажные профили, которые обеспечивают циркуляцию воздуха (несколько плотных подушечек, обтянутых сетчатой тканью). Ранец должен поддерживать правильную осанку, уменьшать давление на позвоночник, это важно для неокрепшей спины.

Для плеч и шеи ученика самые удобные лямки S-образной формы, они снабжены набивкой и регулируются по длине. Даже при набитом до отказа ранце такие лямки не будут врезаться в плечи.
В продаже есть ранцы с регулируемой высотой спинки; она не должна превышать 300-360 мм; ширина ранца — 60-100 мм, высота его передней стенки — 220-260 мм (последнее важно, так как регулирует центр тяжести).
Верхний край ранца не должен упираться в затылок школьника, нижний — давить на поясницу.

На всех поверхностях ранца должны быть закреплены светоотражающие элементы, издалека видные на дороге в темное время суток, а флюоресцирующий материал оранжевого цвета хорошо заметен при дневном свете и в сумерках.
Ранцы делают из прочного водонепроницаемого материала, который легко чистится.
Закрывается ранец на застежку-молнию или с помощью металлического или пластмассового замка, учитывающего силу детской руки.

Что качается цветовой гаммы ранца, то психологи отдают предпочтение ярким, радостным расцветкам, а мамы — более практичным, немарким тонам. В заключение несколько слов о химической безопасности материалов для ранца. Соответствующие требования представлены в техническом регламенте «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». С декларацией о соответствии товара этим требованиям вас должен ознакомить продавец.
Надеемся, наши рекомендации помогут вам правильно подготовить ребенка к школе.

Функциональные отклонения и заболевания костно-мышечной системы у многих детей формируются в период обучения в школе. По современным данным, у 40-80% детей выявляются различные нарушения осанки, в том числе у 3-10% из них – нарушения позвоночника, называемые «школьным сколиозом».

Поза «сидя за учебниками» или компьютером становится тяжким испытанием для всего опорно-двигательного аппарата.
Если ребенок ежедневно испытывает значительные весовые нагрузки (перенося в школу и обратно тяжелый «багаж знаний» в неправильно подобранном портфеле, рюкзаке или ранце), это может привести к неправильному формированию скелета.
Неправильные статические положения тела за школьные годы становятся привычными и быстро приводят к деформации детского позвоночника, грудной клетки, нижних конечностей, включая стопы, таза. Сколиотическая деформация позвоночника и плоскостопие представляют собой крайние проявления неправильной нагрузки, которая радикально нарушает осанку.

Осанка — это привычное вертикальное положение тела, обусловленное двигательным стереотипом, мышечным балансом и скелетным равновесием. Осанка определена человеческой конституцией, его генотипом; по сути, она является врожденным свойством индивидуума, однако в процессе развития осанка способна к совершенствованию. Это показатель здоровья человека.

В научном понимании осанка — способ построения биомеханической схемы в вертикальном положении. Такое построение определяется рядом безусловных рефлексов – двигательным стереотипом, который должен «выстроить» из сегментов тела человека конструкцию, способную противостоять силам гравитации, инерции, обеспечить вертикальное положение тела и движение.

Передвижение человека происходит за счет перемещения мышцами сегментов тела по отношению друг к другу.
К сожалению, мышцы при длительном напряжении имеют свойство уставать, поэтому тело старается принять такое положение, когда не требуется поддержка скелетной мускулатуры. Это состояние называется балансом вертикальной позы. При неправильном выравнивании баланса нарушается осанка, что приводит к дискомфорту, болям в спине, заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Именно в раннем школьном возрасте закладывается невеселая перспектива, когда, став взрослым, человек страдает болями в спине, сколиозом, остеохондрозом, становится посетителем кабинетов вертебрологов, неврологов, мануальных терапевтов, специалистов по физиотерапии, лечебной физкультуре и массажу.
Поэтому о правильной осанке надо заботиться с детства.

Кроме того, осанка, являясь «языком тела», дает представление о самоощущении человека в этой жизни. Так, человек с хорошей осанкой больше уверен в себе, своих силах, он привлекает внимание окружающих. Осанка становится как бы визитной карточкой человека.

В наш цифровой век в школьном образовании активно используются электронные дневники, учебники, букридеры и прочие гаджеты, которые добавились к традиционным учебникам, тетрадям, пеналам и т.д. — всему, что требуется на каждом уроке. В чем же удобнее приносить в школу все это богатство? Можно — в традиционном портфеле, ученическом ранце, школьном рюкзаке, сумке. А в чем удобнее -давайте разбираться.

Как выбрать школьный ранец

В школу с портфелем ходили еще наши бабушки и дедушки. Найти сегодня в магазине школьный портфель довольно трудно. И портфель, и ранец имеют жесткий каркас и хорошо сохраняют форму, но портфель носят в руке, а ранец снабжен плечевыми ремнями. Школьный рюкзак не имеет (в отличие от ранца) жесткого каркаса. Чему же отдать предпочтение?

Для первоклассников и учащихся начальной школы ортопеды и гигиенисты советуют приобрести школьный ранец. Он соответствует установленным нормативам. Масса ранца с комплектом учебников не должна превышать 1/10 массы тела ребенка. Для учеников 1-го класса — это 1,5 кг, для 2-4 классов — 2 кг; сам ранец не должен быть тяжелее 700 г.
Жесткий внутренний каркас ранца помогает так распределить содержимое, чтобы острые края учебников не врезались в спину. В таком ранце тетради и книги не мнутся.

Спинка ранца должна быть полужесткой и иметь специальные массажные профили, которые обеспечивают циркуляцию воздуха (несколько плотных подушечек, обтянутых сетчатой тканью). Ранец должен поддерживать правильную осанку, уменьшать давление на позвоночник, это важно для неокрепшей спины.

Для плеч и шеи ученика самые удобные лямки S-образной формы, они снабжены набивкой и регулируются по длине. Даже при набитом до отказа ранце такие лямки не будут врезаться в плечи.
В продаже есть ранцы с регулируемой высотой спинки; она не должна превышать 300-360 мм; ширина ранца — 60-100 мм, высота его передней стенки — 220-260 мм (последнее важно, так как регулирует центр тяжести).
Верхний край ранца не должен упираться в затылок школьника, нижний — давить на поясницу.

На всех поверхностях ранца должны быть закреплены светоотражающие элементы, издалека видные на дороге в темное время суток, а флюоресцирующий материал оранжевого цвета хорошо заметен при дневном свете и в сумерках.
Ранцы делают из прочного водонепроницаемого материала, который легко чистится.
Закрывается ранец на застежку-молнию или с помощью металлического или пластмассового замка, учитывающего силу детской руки.

Что качается цветовой гаммы ранца, то психологи отдают предпочтение ярким, радостным расцветкам, а мамы — более практичным, немарким тонам. В заключение несколько слов о химической безопасности материалов для ранца. Соответствующие требования представлены в техническом регламенте «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». С декларацией о соответствии товара этим требованиям вас должен ознакомить продавец.
Надеемся, наши рекомендации помогут вам правильно подготовить ребенка к школе.