Психосоматика ревматоидного артрита суставов: психологические причины

Оглавление [Показать]

8.3. РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ

Картина личности

У больных на отдаленных этапах состояния бросается в глаза их терпимость и невзыскательность (Zautra et al., 1994). Их терпеливая непритязательность находится в противоречии с объективными данными о заболевании.

В преморбиде пациенты характеризуются как тихие, малозаметные люди. Их отличает старательность и добросовестность. Часто заметно их альтруистичное поведение, что, в сочетании с энергией и жаждой деятельности, делает их непревзойденными матерями и неутомимыми сиделками. Будущие пациенты уделяют крайне мало внимания своей телесности, отличаясь бедным самовосприятием и редуцированным самопознанием. Их терпеливость, вероятно, соответствует внутреннему запрету на открытое выражение остаточных агрессивных побуждений (Alexander, 1951; Rimon, 1969; Schild, 1967;Weintraub, 1969).

Подобно больным эссенциальной гипертензией, больные ревматоидным артритом испытывают большие трудности в подавлении своих враждебно-агрессивных импульсов. Однако попытка разрешить эти импульсы протекает у них иначе и представляет собой комбинацию самоконтроля и «благотворительной» тирании над другими. Матери, страдающие ревматоидным артритом, склонны строго контролировать почти все двигательные проявления у своих детей. Многие из них испытали в детстве сходные материнские влияния, имея таких же властных матерей.

Специфика «ревматической личности» состоит в наращивании самоограничения в жизненных отношениях, в собственном Я, в собственном теле и в коммуникативной сфере, в том числе в социальном поведении. Сказанное можно отнести и к двигательным агрессивным импульсам, которые, начиная с раннего детства, описывают как проблемную сферу. В целом можно говорить о неудачном уравновешивании полюсов мягкости и жесткости. Обычно тенденция к мягкости подавляется усилением моторной напряженности, мышечными действиями, у женщин — «мужским протестом». Путем напряжения и жертвенности приобретается право смешивать стремление к господству и мазохистское самопожертвование. Отмечены предпочтение занятий на свежем воздухе и силовых видов спорта, тенденция к подавлению спонтанного выражения чувств, к их сдерживанию. Эта характеристика применима в первую очередь к женщинам, которые в психосоматических наблюдениях по изучению ревматизма чаще всего обнаруживают контрастные или противоречивые показатели.

У всех больных ревматоидным артритом с достаточным постоянством встречаются три черты характера:

1. Стойкие проявления сверхсовестливости, обязательности и внешней уступчивости, сочетающиеся со склонностью к подавлению всех агрессивных и враждебных импульсов, таких, как злоба или ярость.

2.  Мазохистски-депрессивные проявления с сильной потребностью к самопожертвованию и чрезмерным стремлением к оказанию помощи, сочетающиеся со сверхнравственным поведением и склонностью к депрессивным расстройствам настроения.

3.  Выраженная потребность в физической активности до развития заболевания (профессиональный спорт, интенсивная работа по дому, в саду и т. д.).

Эти три особенности характера представляются при ревматоидном артрите как нечто застывшее и преувеличенное; они негибки и не приспособлены к требованиям среды. С психодинамических позиций это характерологически-невротическая переработка конфликта в сфере агрессивности и честолюбия.

Вышеупомянутые черты характера являются, кроме того, гиперкомпенсаторными защитными мерами против основополагающего конфликта. Сверхсовестливость, отказ от выражения своих чувств и жертвенность создают защитный барьер для возможного прорыва агрессивных импульсов и позволяют избавиться от враждебных чувств. Навязчивые и депрессивно-мазохистские проявления расцениваются как защитные структуры против деструктивно переживаемого произвола. Часто описываются своеобразная терпимость, смирение с судьбой, оживленность, несмотря на ограниченную подвижность и боль, что по психоаналитическим воззрениям имеет двойственное толкование. Cremerius (1968) говорит о «злой покорности» или «любвеобильной тирании», которые исходят от больного. Психологические тесты подтверждают многие психодинамические предпосылки и личностные данные. В тесте Кеттелла обнаруживается выраженная скромность, покорность, уступчивость, признаки сильного «сверх-Я», т. е. больные совестливы, выдержанны, ответственны. В проективных тестах обнаруживается мало толкований двигательных актов по сравнению с контрольными группами. Этот факт можно объяснить как вторичную реакцию, т. е. обусловленную имеющейся ограниченностью движений.

Больные с первичным хроническим полиартритом — это умудренные опытом пациенты, с которыми бывает мало хлопот, хотя именно у подобных больных следовало бы ожидать наибольших трудностей. Они скромны и нетребовательны, часто до безразличия. Они почти никогда не бывают явно депрессивны, хотя судьба ограничивает возможности их деятельности; они почти никогда не брюзжат, не бывают несносными и язвительными, не впадают в отчаяние или злость. Их терпеливость и умеренность находятся в резком противоречии с той катастрофой, которая происходит в их судьбе.

Уравновешенность, скромность и нетребовательность являются результатом того, что эти больные не в полной мере оценивают все симптомы болезни и тяжесть ее последствий. Больные воспринимают свои деформированные руки не столько как больную часть тела, сколько как досадную помеху. С удивлением можно видеть, какие действия они этими руками выполняют. Вопреки ожиданиям, больные руки не исключаются из схемы тела; пациенты их не щадят, не изолируют, а воспринимают как хотя и редуцированные и «заторможенные», но вполне пригодные для употребления органы и используют их соответствующим образом. Их мир самовосприятия проявляет определенную ограниченность, обусловленную редукцией их сознания на своей телесной сфере. Больной тогда непритязателен, скромен и терпелив, когда «редуцированно» воспринимает себя самого, свою болезнь и болезненное состояние своих частей тела. Скромность является своеобразным способом бегства от правды (Любан-Плоцца и др., 2000).

Большая часть больных с первичным хроническим полиартритом до болезни были особенно активными и деятельными. Примечательна их неутомимость в заботе о близких. Это люди, которые помогают в нужде и годами могут выполнять роль помощника без всякой позы, безвозмездно и без претензий на благодарность. Это бескорыстие служения и неутомимости, а впоследствии (после заболевания) бескорыстие нетребовательности и скромности. Оба качества — псевдоальтруистический аскетизм и терпеливо-безропотное самоотречение — исходят из одного и того же структурного признака. Общее для преморбида и для болезни — это господствующий на протяжении всей жизни больного полиартритом процесс самосокрытия, редукция восприятия самого себя. Сегодня эти ограничения способности воспринять собственные чувства и использовать их как сигналы в широком смысле слова описываются также при алекситимии. Многие, если не все больные с хроническим полиартритом, обнаруживают эти признаки.

Обширные исследования Cobb (1959, 1962) о внутрисемейном влиянии на хронический полиартрит показали следующее: у пациенток часто имелась холодная, претенциозная и авторитарная мать и слабый, подавляемый матерью отец. С детства у пациенток отмечается чувство страха перед матерью и зависимости от нее, сопровождаемое сильно подавляемым стремлением к бунту. Привыкшая с ранней юности владеть своими чувствами, пациентка склонна к тому, чтобы тиранить окружающих, начиная с супруга, которого она, как и мать, выискивает среди слабых и услужливых мужчин, кончая детьми, по отношению к которым она ведет себя чрезвычайно строго. Семейный анамнез мужских пациентов дает те же данные с соответствующей сменой половых ролей.

Психотерапия при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

В связи с многоплановостью причинных факторов терапия имеет различные направления. Она включает простую раскрывающую беседу, краткую или длительную психотерапию. Готовность психотерапевта и мотивация больного определяют, захочет ли он вообще лечиться. Целесообразно применение таких форм лечения, как двигательные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения и улучшение осанки.

Не следует начинать со вскрытия конфликтов, важнее вначале установить доверительные отношения с больным. Это становится возможным при тщательном исследовании соматического состояния. Позже можно начинать разрабатывать проблемы активности, самостоятельности, идеалов, нравственности, вырабатывать установку на оказание помощи другим людям и в целом способствовать регрессивным тенденциям в отношении психотерапевта. Вытесненная агрессивность не должна обсуждаться напрямую; если ее неосторожно затронуть, у больного может возрасти страх и усилиться защитные реакции, что может ухудшить его состояние.

Успешно используются методы психосинтеза, терапии, фокусированной на решении, гештальт-терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной психотерапии, НЛП.

Позитивная психотерапия при коллагенозах

Ревматоидный артрит и ревматизм — способность двига-тельно перерабатывать напряжение и конфликты своим телом и ощущениями.

Расстройства и физиология. Экспериментальные исследования показали, что эмоциональные факторы влияют на моторику. В конфликтцентрированных интервью, на психоаналитических сеансах или в тестах на достижение больные подвергались психическим воздействиям, которые выявляли агрессивные тенденции. У больных ревматоидным артритом в области пораженных суставов был обнаружен более высокий тонус мышц, чем в здоровых зонах. Это мышечное напряжение обычно превышало по стойкости само действие эмоционально травмирующего раздражителя. Прежде всего речь идет о таких психических травмах, как кризисы в межличностных отношениях, смерть и утрата (разлука, развод, переезд) близких людей, проблемы в браке и т. д.

Актуальная и базовая концепции при ревматических расстройствах связаны с конфликтами и травмирующими ситуациями в различных жизненных сферах.

Тело: в базовом конфликте часто встречаются запреты, которые можно связать с моторикой: «остановись сейчас же!», «стой спокойно!», «возьми себя в руки», «замолчи», «что скажут люди?». Это может указывать на выбор органа-мишени при психосоматическом ревматическом заболевании.

Профессия/деятельность: развитие ревматического заболевания тесно связано с профессиональной неуверенностью, конкуренцией, перенапряжением на работе, увольнением, давлением со стороны начальника.

Контакты: здесь важны прежде всего воспитательные аспекты. По времени с возникновением симптоматики коррелируют школьные неудачи ребенка, трудности воспитания, болезнь одного из детей или его отделение от семьи (например, в связи с женитьбой). Постоянные конфликты между супругами, потеря или болезнь одного из близких людей, развод, разрыв отношений с последующим чувством вины, слабость в принятии решения, а также сексуальные неудачи, отношения с окружающими, переезд и смена работы, конфликты с соседями и сослуживцами играют центральную роль при развитии заболевания.

Фантазии/будущее: на все названные сферы внешних конфликтных ситуаций собственные перспективы на будущее оказывают особое влияние. Больные ревматизмом мало рассчитывают на собственные способности, однако проявляют огромное доверие к своим близким, психотерапевтам. В самооценке преобладают сомнение и неуверенность.

В детстве преобладало воспитание двойной зависимости: эмоциональная гиперопека сочеталась с требованиями достижений, которые становились критериями эмоциональной привязанности. Особенностями семейного характера являлись неуверенность в стиле воспитания, ошибки одного из родителей, отсутствие единства в воспитательном процессе вследствие вмешательства бабушек и дедушек и т. д. Содержательно базовый конфликт опирался на следующие психосоциальные нормы:

Учтивость — прямота: учтивость понимается здесь как подавление агрессии и подчинение своих желаний желаниям других. Она становится социальным инструментом, позволяющим обретать внимание и признание со стороны окружающих и «привлекать к себе дружеские взгляды». В семейной ситуации обнаруживается учтивость прежде всего перед родителями, которых можно охарактеризовать как эмоционально зависимых: «Что подумают люди?»

Послушание: в большинстве случаев можно обнаружить подчеркнутое значение послушания. Оно, однако, не означает абсолютного подчинения, а скорее касается соблюдения таких психосоциальных норм, как аккуратность, бережливость, трудолюбие, контакты, сексуальность, деятельность и — в связи с соперничеством с братьями и сестрами — справедливость. Средством достижения послушания, по рассказам пациентов, чаще были не шлепки и удары, а меньшее проявление любви или угроза этого, что имело следствием ограничение активности и инициативности.

Актуальная способность: «вежливость».

Определение и развитие: способность поддерживать отношения с другими людьми. Формы ее проявления — это поведение, в котором сказываются знание общественных норм и правил поведения, сдержанность, внимательность по отношению к партнеру и самому себе, а также скромность. Учтивость как сознательное ограничение собственных интересов и потребностей — это социально оправданное подавление агрессии. Для овладения навыками вежливости играют роль обучение на чьем-либо примере (как правило, это родители) и обучение, подкрепляемое успехом (от собственного поведения). Реакция родителей на кажущееся невежливым поведение детей значит очень многое. Особенности вежливости являются частью культуры и нормами социальных слоев.

Как об этом спрашивают. Кто из вас больше ценит вежливость (сдержанность, правила хорошего тона)? Что вы ощущаете, когда ваш партнер не проявляет должной вежливости или сдержанности? Вы скорее учтивы или откровенны? Очень ли вы интересуетесь тем, что о вас говорят другие? Вы скорее проглотите обиду, чем поставите на кон хорошие отношения? Кто из ваших родителей больше ценил правильное поведение?

Синонимы и расстройства: вести себя достойно; знать, что полагается делать; следить за манерами и хорошим тоном; пай-мальчик.

Лицемерие, ритуализированная вежливость; неспособность отказать; эгоизм; неуверенность; страх; неумение сопротивляться.

Особенности поведения: вежливость нередко формирует возможность контакта. Вместо «ну-ка, дай сюда быстро!» лучше сказать «будьте добры, пожалуйста…». Что бы вы сказали, если бы ваш партнер обращался с вами так, как вы с ним? В отношении каких сфер (бережливость, верность, сексуальность, аккуратность) и с кем вы особенно вежливы? Как вам воздается за вашу вежливость?

Опросник к ревматоидному артриту и коллагенозам

1.  Ощущаете ли вы себя «согнутым жизнью»? Считаете ли вы себя скорее «несгибаемым человеком» или думаете, что у вас «сломан хребет»? Какие еще вы знаете пословицы и поговорки?

2. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

3. Знаете ли вы релаксационные методы и применяете ли их?

4. Регулярно ли вы принимаете назначенные вам лекарства? Знаете ли вы, как действуют эти лекарства и какие побочные эффекты возможны?

5. Довольны ли вы своей профессией? Какое значение имеют трудолюбие и работа в вашей жизни?

6.  Беспокоитесь ли вы о своем профессиональном будущем, о пенсии, увольнении, переквалификации? Что значит для вас жизнь, если вы не можете больше работать?

7. Замыкаетесь ли вы в себе, порываете социальные контакты или сокращаете их?

8.  Есть ли у вас «пунктики» вроде аккуратности, чистоплотности, пунктуальности, трудолюбия, послушания, бережливости, обязательности и т. д., от проявления которых вы сразу «размякаете» или «распрямляете спину»? Чувствуете ли вы себя «распятым» или стараетесь «не опускать головы» и «не сгибаться»?

9. Переживали ли вы в последние пять лет разлуку в связи с разводом, переездом, смертью?

10. Какое влияние оказывает ваше заболевание на ваши перспективы и установки к собственному будущему? Надеетесь ли вы на ваше физическое восстановление?

11. Что для вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненные планы, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

12. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

Метафизические причины заболеваний
26.08.2013,Сообщение # 1   
Medjanochka

Группа: Старший Модератор

Сообщений: 1418=”unp”>

У вас проблемы с суставами? Рассмотрим метафизические (тонкие, ментальные, эмоциональные, психосоматические, подсознательные, глубинные) причины проблем и болезней суставов.

Доктор Н. Волкова пишет: «Доказано, что около 85% всех болезней имеют психологические причины. Можно полагать, что и остальные 15% болезней связаны с психикой, но установить эту связь ещё предстоит в будущем… Среди причин возникновения болезней чувства и эмоции занимают одно из главных мест, а физические факторы – переохлаждение, инфекции – действуют вторично, как пусковой механизм…»

Доктор А. Менегетти в своей книге «Психосоматика» пишет: «Болезнь – это язык, речь субъекта… Для понимания болезни необходимо раскрыть проект, который субъект создаёт в своём бессознательном… Затем необходим второй шаг, сделать который должен сам пациент: ему следует измениться. Если человек психологически изменится, то болезнь, будучи аномальным течением жизни, исчезнет…»

Рассмотрим метафизические (тонкие, ментальные, эмоциональные, психосоматические, подсознательные, глубинные) причины проблем с суставами.

Вот что пишут об этом всемирно известные эксперты в данной области и авторы книг по данной тематике.

Лиз Бурбо в своей книге «Твоё тело говорит “Люби себя!”» пишет:

Суставы состоят из нескольких элементов, которые препятствуют непосредственному контакту и сращиванию костей. Заболевание сустава может сопровождаться болью или потерей подвижности. Подробнее о метафизических причинах и проявлениях см. АРТРИТ. Проблемы с суставами также указывают на нерешительность или неуверенность в себе, на усталость и нежелание действовать. Больной блокирует свои суставы и двигается все меньше и меньше.

Луиза Хей в своей книге «Исцели себя сам» пишет:

Суставы: Символизируют смену направлений в жизни и легкость этих движений.
Гармонизирующие мысли: Я легко следую за переменами. Моей жизнью руководит Божественное, и я всегда выбираю самое лучшее направление.

Согласно Сергею С. Коновалову («Энергоинформационная медицина по Коновалову. Исцеляющие эмоции»):

Подагра:

Причины. Потребность доминировать. Нетерпимость, гнев.

Артрит, артроз:

Причины. Чувство, что тебя не любят, критика, обиды. Такие люди не могут сказать «нет» и обвиняют других в том, что их эксплуатируют. Для них важно научиться говорить «нет», если это необходимо.

Ревматизм суставов:

Причины. Эта болезнь приобретается от постоянной критики себя и других. Люди с больными суставами всегда и во всем стремятся быть совершенством. И это становится невыносимой ношей для них. Иногда артрит вызван подавлением гнева, злости и ненависти, когда человек хочет кого-то ударить.

Ревматоидный артрит

Причины. Крайне критическое отношение к проявлению силы. Чувство, что на вас взваливают слишком много.
Способ излечения. В корне изменить свое представление о жизни. Для этого наладить правильный образ жизни (читайте о нем в книге), проводить медитации с книгой, выходить чаще на связь со мной, просить у меня, своего Учителя, исцеляющей энергии.

Доктор Торсунов О. Г. в своей книге «Связь болезней с характером» пишет:

Наличие в характере следующих качеств: надежда, прощение, учтивость, доброжелательность, трудолюбие, дают суставам здоровье.
Надежда – способствует нормальной иннервации суставов.
-Отчаяние – вызывает увеличение чувствительности и боли в суставах.
-Разочарование приводит к деструктивным изменениям в суставах.
Способность прощать дает суставам способность бороться с воспалительными процессами.
-Обидчивость увеличивает воспалительные процессы в суставах.
-Гневливость приводит к деструктивным нарушениям.
Учтивость нормализует обмен веществ суставов.
-Напористость и категоричность приводят к чрезмерному увеличению солей в суставах.
-Нерешительность вызывает снижение активности суставов.
Доброжелательность способствует нормализации иммунитета в суставах.
-Критицизм приводит к снижению иммунитета в суставах.
-Негативный настрой вызывает аутоимунные процессы и разрушение суставной ткани.
Трудолюбие дает силу и стабильность суставам.
-Безделие снижает силу и стабильность суставов что приводит к их быстрой болезненности и усталости.
-Страстный труд вызывает чрезмерное увеличение напряжения суставов что истощает их и утомляет.

“Ты не перестаёшь искать силы и уверенность вовне, а искать надо в себе. Они там всегда и были”.(З.Фрейд)
«Если ты думаешь, что можешь – ты прав, если ты думаешь, что не можешь – ты тоже прав».(Г.Форд)

26.08.2013,Сообщение # 2   
Medjanochka

Группа: Старший Модератор

Сообщений: 1418=”unp”>

Бодо Багински и Шарамон Шалила в своей книге «”Рейки” – универсальная энергия жизни» пишут:
Ревматизм:
В твоем сознании отсутствует истинная любовь. Поэтому в тебе скопились досада, злость, горечь и желание отомстить, и все эти непережитые энергии разряжаются в твоем собственном теле в форме воспалительных процессов. Почему ты не признаешься в своих чувствах и агрессивности? Почему ты блокируешь их и вытесняешь из сознания?
– Присмотрись-ка повнимательнее к себе, рассмотри свое упрямство, несгибаемость и жажду власти. Но не суди их. Имей сочувствие к себе и другим и учись принимать и любить самого себя со всеми твоими чувствами. Так ты сможешь вызволить из ссылки все свои отрицательные эмоции и наконец-то избавиться от них. Ты вновь станешь миролюбивым и великодушным. Используй побольше Рэйки!

Доктор Валерий В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» пишет:

Недовольство, претензии к окружающему миру могут привести к серьезным заболеваниям.
Известно, что у тех, кто имеет склонность к критике, часто болят суставы и горло. Ревматизм — это болезнь людей, которые постоянно выражают претензии и недовольство, критикуют себя и других. Это от того, что такие люди непреклонны, жестки в своих суждениях и не принимают чужого мнения. Чувство собственной важности раздуто у них до неимоверных размеров…
Если человек постоянно подавляет в себе такие эмоции, как раздражение, гнев и злость, то начинают страдать печень, суставы, органы дыхания и другие органы и системы организма. Невыраженные чувства начинают накапливаться в тех органах, которые ответственны за их выражение…
Суставы ответственны за приведение этих агрессивных чувств в действие. А это приводит к их воспалению. В итоге — ревматизм, бурсит, вывихи. Получается, что выражать свой гнев плохо, а сдерживать — не лучше. Так что же делать?
Некоторые советуют: если у вас накопилась злость, гнев и раздражение, то начните колотить подушки. Пар выйдет — и вам станет легче. Другие считают, что лучше открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему. То есть взять и накричать на него. Я не думаю, что это самые лучшие способы работы с гневом… Я предлагаю более продуктивное занятие для работы с гневом, чем пустое выбивание пыли из подушки и крики на близких. Как только вы почувствовали, что эмоциональный взрыв близок, начинайте делать то, что вам не очень нравится, но необходимо. Например, если вы живете в сельской местности, то можете начать колоть дрова или перекопать огород — и реализация взрывоопасной энергии, и для хозяйства полезно. Делайте до тех пор, пока не почувствуете себя спокойно. Перекопали свой огород — помогите соседям. Если вы живете в городе, то можно заняться ремонтом квартиры, уборкой, выбиванием ковров. Переделали все у себя — помогите соседям. Если у вас есть лишний вес — упражняйтесь и бегайте. Не только от раздражения избавитесь, но и от лишних килограммов, причем без всяких диет и бесплатно. Уже многие мои пациенты, используя этот метод, добились спокойствия в семье.
Конечно, конечно можно и более просто –изменить свое мировоззрение.
Но это кому как нравится. Кто-то предпочитает грубую физическую силу, а кто-то работу ума. Работает и то и другое. Важно не просто освободиться от гнева, а трансформировать его. Для этого важно осознать ту позитивную функцию, которую он выполняет для человека: чтобы окружающий мир соответствовал моим ожиданиям. Но это зависит только от нас самих. Поэтому глупо не только выражать свой гнев, но и вообще его производить.
Я пользуюсь таким золотым правилом: если я хочу получить нечто, то я должен менять свое поведение и свои мысли до тех пор, пока у человека не появится
спонтанное желание дать мне это. Давно пора понять, что окружающие вам ничего не должны. И если вы хотите что-то получить от них, то меняйте свое поведение, используйте каждый раз новые способы…

“Ты не перестаёшь искать силы и уверенность вовне, а искать надо в себе. Они там всегда и были”.(З.Фрейд)
«Если ты думаешь, что можешь – ты прав, если ты думаешь, что не можешь – ты тоже прав».(Г.Форд)

Назад: />Вперёд: />Содержание:

ОКОЛОРОТОВОЙ ДЕРМАТИТ Заболевание проявляется локализующимся на лице сильным воспалением кожи, которое захватывает главным образом область вокруг рта, а также другие участки лица. Характеризуется

— покраснением,
— инфильтрацией или
— отёком кожи,
— псевдопустулами и
— субъективным ощущением напряжения и зуда.

Картина болезни впервые описана в последнее десятилетие, причём были высказаны различные мнения о причинах и путях лечения болезни.

Дискутируется вопрос о возможности влияния

— бактериальной и грибковой инфекции,
— аллергических реакций или
— применения косметических средств и
— кортикостероидов, а также
— «перелечивания» в качестве причинных факторов.

Дерматологи обратили внимание на то, что заболевание встречается чаще у личностей определённого типа. Это очень деловые, чаще незамужние женщины среднего возраста, которые имеют проблемы в отношениях с мужчинами.

Пациентка 40 лет, старший инспектор юстиции, одета обычно, с завитыми светлыми волосами и обезображенным волдырями и красными пятнами лицом, пришла по направлению специалиста с диагнозом: околоротовой дерматит. Вначале она выглядела отстранённой, позже стала говорить о сердцебиениях, о неуверенности в себе, из-за чего она и пришла к врачу, а затем стала вдруг очень откровенна.

Болезненные проявления на лице появилась 7 мес назад, когда она познакомилась с мужчиной старше её на 4 года. Врачи якобы сказали, что это перешло с его бороды на её лицо. Теперь проводится аллергологическое исследование волос бороды этого человека, но она не думает что дело в этом. В последние месяцы при лечении кортизоном отмечено кратковременное улучшение, но после посещения сауны произошло резкое ухудшение: лицо стало красным и горело.

О значении этого знакомства в её жизни она сообщила, что она не замужем и живёт с родителями, «всё ещё не оторвалась от пуповины». 7 мес назад познакомилась с мужчиной старше её на 18 лет, который был другом её брата и вместе с ним служил в полиции. Он показался ей заслуживающим доверия. Она была очень сдержанна с мужчинами, так как много лет назад пережила разочарование. Полицейский, которого она давно немного знала, усиленно ухаживал за ней, и 7 мес назад она вступила с ним в связь. При этом она не возвращалась домой на выходные к родителям, ночевала у него, отчего ей было немного стыдно. Этого человека она воспринимала как спрута, который обвил её своими щупальцами. Хотя он подчёркивал, что не собирается на ней жениться, она в этом не была уверена. Вместе с тем она говорила о своём одиночестве.

Больная родилась в Судетской области. Её отец был солдатом, воевал на фронте и вернулся домой, когда ей было уже 6 лет. Отец пришёл в дом, как чужой, она его воспринимала как подавляющего женщин, авторитарного человека и плохого отца. «Я бы не хотела иметь такого супруга». С матерью отношения сложились лучше, но тоже были прохладными. Будучи беженцами, они жили в разных городах Германии, после начальной школы больная училась в годичной строительной школе, а затем решила поступить на службу. Позже она продолжила образование, чтобы достичь более высокого положения. Теперь у неё и в этом отношении имеются трудности, «так как в юстиции, как и в кино, женщине нужно пройти через постель начальников, а она этого избегает, и поэтому к ней придираются, стараются ей навредить». Первый половой контакт был в 26 лет; больная чувствовала себя скованной и не получила никакого удовольствия. Она ощущала превосходство своего партнёра; впоследствии он её бросил по требованию своей матери, к которой был очень привязан. «Я не побежала за ним, но была этим очень расстроена». Позже у неё были непродолжительные связи, но всегда оставалось впечатление, что мужчины только используют женщин. Больная настойчиво подчёркивает, что хочет остаться свободной, она боится попасть в пожизненное рабство; она страдает от своей зависимости от родителей и хотела бы иметь собственный дом. Ей нравится песенка: «Я хочу остаться свободной и всё-таки иметь дружка».

Пациентка преодолела свои страхи в ситуации обследования без затруднений и проявила открытость при первом же контакте. Она чувствовала облегчение после разговора, но затем у неё возникло опасение, что ей будет назначено слишком долгое и интенсивное лечение, в результате которого она попадёт в зависимость от врача.

Конфликтную ситуацию обусловили

— амбивалентное сближение с мужчиной,
— выход из состояния одиночества и
— опасение быть слишком тесно связанной с другим человеком, а также то,
— что почвой для этих страхов было отрицательное отношение к отцу.

Отец переживался как чужой и вызывающий страх мужчина, что ограничивало возможности естественного развития отношений с мужчинами, тогда как бесцветная и недостаточно нежная и любящая мать не давала ей чувства защищённости. Скорее всего это шизоидная проблематика сказалась и в нарушении её сексуальной сферы.

В дальнейшем проявления дерматита довольно быстро исчезли под влиянием белого лосьона и нацеленных на конфликт психотерапевтических бесед.

Данных о течении заболевания и влиянии на него лечебных соматических и психотерапевтических мероприятий недостаточно для того, чтобы говорить о прогнозе и показаниях к психотерапии. Однако, несомненно, следует переходить от локального восприятия болезни к пониманию всей ситуации в целом. Как и при ряде других кожных заболеваний, при наличии конфликтов в сфере контактов и шизоидных расстройств личности целесообразно не слишком тесно связывать пациента в терапевтическом контакте.

ПРОЧИЕ КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Наличие психосоматических связей обсуждается и при других кожных заболеваниях, таких, как

— ангионевротический отёк,
— кожный зуд,
— красный плоский лишай,
— почесуха,
— экскориированные (уртикарные) угри, а также
— розовый лишай,
— гнёздная алопеция и
— псориаз, в происхождении которых играют роль, кроме прочих, и психические факторы.

Неясны психосоматические связи при

— обыкновенных угрях,
— болезни Рейно и
— склеродермии.

При многих невротических нарушениях возникают кожные вегетативные реакции, такие, как

— эритема,
— гипергидроз (в первую очередь потливость рук) и т.д.
— Почесуха, или кожный зуд (особенно анальный и генитальный зуд), не имеющие морфологической основы, может быть обусловлена чисто психически или, во всяком случае, с участием психических факторов.

Как и всегда при психосоматическом подходе, необходима индивидуальная диагностика с учётом ситуации, вызывающей заболевание, и личностного фона при этих столь различных нарушениях.

РЕВМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Под обобщающим понятием «ревматические заболевания» объединяются разные формы заболеваний различной этиологии. К ним относятся такие заболевания, как

— острая воспалительная ревматическая лихорадка,
— ревматоидный артрит,
— анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева),
— псориаз и другие реактивные и прочие спондилоартриты и артропатии вплоть до фибромиалгий, т.е. так называемого ревматизма мягких тканей.

Эта шкала очень гетерогенных заболеваний суставов и позвоночника в первую очередь показывает, что обобщающим понятием объединены заболевания

— воспалительной,
— дегенеративной и
— системной природы, хотя в частностях они имеют мало общего.

Тем не менее их значение в медицине и здравоохранении очень велико. Эпидемиологические данные показывают, что эти заболевания поражают 5–33% населения, причём такой большой разброс показателей свидетельствует о диагностической нечёткости и неопределённости.

В настоящем разделе мы остановимся только на фибромиалгиях и ревматоидном артрите, которым посвящено большинство психосоматических исследований.

К ревматическим заболеваниям относятся болезни, протекающие с болевыми ощущениями и ограничениями движений мышц и суставов. В их число можно включать различные ревматические заболевания с поражением суставов, протекающие как в воспалительной, так и в дегенеративной форме, а также несуставные формы ревматизма, прежде всего ревматизм мягких тканей.

Психосоматические влияния обнаруживаются чаще при воспалительных заболеваниях, прежде всего при ревматоидных артритах, называемых также хроническими полиартритами, и менее часто – при

— анкилозирующем спондилоартрите (болезнь Бехтерева),
— артрозах,
— спондилоартрозах и
— повреждениях связок.

При несуставных формах ревматизма и прежде всего при ревматизме мягких тканей, или функциональном мышечном ревматизме, часто выявляются психосоматические связи.

При разных нарушениях влияние психических и соматических факторов различно. Поэтому особое значение имеет индивидуальная психологическая диагностика, поскольку соматические причины малодоказательны, а соматические симптомы часто имеют спорное значение.

При деформирующих спондилитах обнаруживаются выраженные рентгенологические изменения позвонков как случайные находки, без наличия субъективных ощущений в этой области; в то же время могут наблюдаться самые сильные болевые ощущения без наличия изменений или с их минимальным проявлением.

В свете дискутируемых здесь психосоматических связей это расхождение анатомических данных и клинических симптомов можно объяснить психологическим «пронизыванием» всей внутренней жизненной ситуации, чтобы иметь возможность определить значимость соматических симптомов во внутренней истории жизни.

РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ
(хронический полиартрит, хронический воспалительный суставной ревматизм)
Ревматоидный артрит – хроническое прогредиентное системное заболевание, которое клинически манифестирует в синовиальных оболочках суставов и околосуставной ткани и при котором находят характерные, но неспецифические изменения в суставах. В 80% случаев определяются серологически характерные для ревматического заболевания иммунные тела (ревматоидный фактор).

Симптоматика. Начало болезни медленное, с утренней скованностью и болезненностью некоторых суставов и мышц. Обычно суставы поражаются симметрично, а отёчность и чувствительность к давлению чаще всего наблюдаются в суставах

— пальцев кистей,
— рук,
— коленях,
— суставах стоп.

Суставные и мышечные боли сильнее выражены после периода покоя и облегчаются после того, как больной какое-то время двигается. Примечательно, что сами больные обычно не оценивают серьёзно свои ощущения и ограничения, долгое время их деятельность остаётся активной, несмотря на ограничение движений.

Эпидемиология. Частота ревматоидных артритов среди населения, по данным исследований, проведённых в разных странах, колеблется от 0,3 до 3%. Распространённость их увеличивается с возрастом, чаще заболевают люди среднего и пожилого возраста. Преобладают женщины; соотношение полов колеблется от 1,2:1 среди индейцев хайда до 7,8:1 среди населения Питтсбурга (в среднем 3:1).

Ревматоидный артрит распространён среди представителей всех рас и во всех странах, однако у японцев и эскимосов встречается несколько реже, у негров в США – несколько чаще. Болезнь поражает городское население больше, чем сельское. Люди при изменении социального статуса выше или ниже среднего уровня болеют ревматоидным артритом чаще, но представители низших социальных слоев всё же болеют несколько чаще.

Психофизиология. Психофизиологические экспериментальные исследования касаются влияния эмоциональных факторов на моторику. Экспериментальные исследования показали, что при хроническом суставном ревматизме отмечается повышенный мышечный тонус при раздражениях и отягощающих ситуациях по сравнению с показателями в контрольной группе. Очевидно, что больной суставным ревматизмом переносит свои конфликты преимущественно на мышечные реакции.

У больных ревматоидным артритом обнаруживаются различные психические раздражители, что определяется

— в ходе интервью по поводу конфликта,
— во время психоаналитических сеансов или
— при применении психологических тестов.

Одновременно регистрируются электрические потенциалы действия больных или здоровых мышц. На миограмме можно видеть, что сила потенциалов действия в основном пропорциональна мышечному напряжению. Показано, что агрессивные чувства и конфликты у больных ревматоидным артритом приводят к повышенной электромиографической активности, которая определяется больше всего в поражённой области и в мышцах вокруг больных суставов. Мышечное напряжение сохраняется дольше, чем действует раздражитель.

Результаты исследований подтверждают психосоматические гипотезы. Но их следует оценивать и критически, поскольку повышенное мышечное напряжение в области больного сустава можно рассматривать как следствие заболевания сустава.

Нельзя отрицать и наличие порочного круга: болевой синдром, обусловленный возбуждением рецепторов в суставе, в его окружении или в околосуставных мышцах, приводит к рефлекторному ишемическому болезненному состоянию напряжения. Эмоционально повышенный мышечный тонус скелетных мышц или мышц туловища обусловливает повышенную сенсомоторную возбудимость . Такова соматопсихосоматическая специфика реакции в виде порочного круга.

При этом всегда возможно, что поражение сустава, микротравмы и аутоагрессивный, т.е. иммунный, ответ могут оказывать усиливающее действие (первично или вторично) на ситуационно и психологически обусловленное повышение мышечного тонуса.

Результаты иммунологических исследований при хроническом полиартрите свидетельствует в пользу психосоматического аспекта. Инфильтрация синовиальной ткани с локальным образованием иммуноглобулинов и ревматоидных факторов и наличие последних в синовиальной жидкости указывают на нарушение иммунной системы. Для психосоматической трактовки важно, что сохраняются центральные нервные влияния, а в экспериментах на животных гипоталамическая стимуляция может изменять ревматоидные факторы и центрально подавлять гуморальные и целлюлярные иммунные реакции. Следовательно, кроме психосоматических, имеются процессы, влияющие на мышечную активность через центральную нервную систему, воздействующие на иммунную защиту.

Ситуации, вызывающие развитие болезни. Исследователи отмечают, что эмоционально напряжённые события оказывают влияние на хронический суставной ревматизм. Так, часто находят ограничения двигательной активности вследствие внешних воздействий

— несчастные случаи,
— хирургические вмешательства,
— состояния истощения,
— интеркуррентные инфекции.

Психические нагрузки включают прежде всего

— кризис в межличностных отношениях,
— смерть и утрату близких людей,
— проблемы личного авторитета и
— брака.

В целом каждое возможное психическое влияние может способствовать развитию ревматоидного артрита. Что же касается вопроса о значении отягощённости для отдельного больного в его нынешней жизненной ситуации и с какой внутренней конфликтной ситуацией она совпадает, то при этом обычно описывают два основных вида этого значения:

— внешняя причина мобилизует подавлявшуюся до этого агрессию;
— внешняя или внутренняя причина прорывает сверхкомпенсированные до этого формы защиты.

Психодинамика. Английские авторы описывают относительно единую психодинамическую констелляцию, которая наилучшим образом проявляется у женщин. В понимании Erikson (1961) фаза приобретения автономии посредством моторной деятельности или получения инициативы не достигается без чувства вины. При этом рано возникает агрессивность, выражаемая и реализуемая мышечной деятельностью, и таким образом компенсируются фрустрации детской жизни, прежде всего конфликты эдиповой фазы.

Тенденции ревматиков выражать вытесненные агрессивные устремления через скелетную мускулатуру проявляются также в сновидениях больных ревматоидным артритом.

Подобно больным эссенциальной гипертензией, больные ревматоидным артритом испытывают большие трудности в подавлении своих враждебно-агрессивных импульсов. Однако попытка разрешить эти импульсы протекает у них иначе и представляет собой комбинацию самоконтроля и «благотворительной» тирании над другими.

Матери, страдающие ревматоидным артритом, склонны строго контролировать почти все двигательные проявления у своих детей. Многие из них испытали в детстве сходные материнские влияния, имея таких же властных матерей (см. ниже).

Психосоматика хронического полиартрита. Если в 50-х и 60-х годах XX века ещё описывали специфическую структуру личности – «ревматическую личность» – и пытались выявить специфичность конфликтов, то сегодня на первый план выходят не столько генетические, сколько системно-теоретические связи и описанный уже соматопсихосоматический порочный круг. Наблюдаются нарастающие самоограничения в жизненных отношениях, в собственном «Я», в собственном теле и в коммуникативной сфере, в том числе в социальном поведении.

Подчёркивалась роль первичной детской моторики, торможение которой рассматривается на сегодня не более, чем защитное. Вероятно, этой первичной активности придавалось слишком большое значение. Сказанное можно отнести и к двигательным агрессивным импульсам, которые, начиная с раннего детства, описывают как проблемную сферу. Нельзя игнорировать также обусловленное болезнью

— развитие личности при выраженной её хронизации и медленной прогредиентности,
— угрожающую инвалидность и ухудшающееся взаимопонимание, а также
— вытекающие из этого изоляцию и ограничение интересов узкой областью обыденных жизненных потребностей.

В отношении социального положения наблюдения показывают, что из 307 больных с хроническим полиартритом через 9 лет 50% были полностью работоспособны , другие исследователи приводят ещё более высокий показатель – до 75%.

Структура личности. В целом можно говорить об отсутствии в ней или неудачном уравновешивании полюсов мягкости и жёсткости. Обычно тенденция к мягкости подавляется усилением моторной напряжённости, мышечными действиями, у женщин – «мужским протестом». Путём напряжения и жертвенности приобретается право смешивать стремление к господству и мазохистское самопожертвование. Отмечены предпочтение занятий на свежем воздухе и силовых видов спорта, тенденция к подавлению спонтанного выражения чувств, к их сдерживанию. Эта характеристика применима в первую очередь к женщинам, которые в психосоматических наблюдениях по изучению ревматизма чаще всего обнаруживают контрастные или противоречивые показатели.

У всех больных ревматоидным артритом с достаточным постоянством встречаются три черты характера:

A. Стойкие проявления сверхсовестливости, обязательности и внешней уступчивости, сочетающиеся со склонностью к подавлению всех агрессивных и враждебных импульсов, таких, как злоба или ярость.

Б. Мазохистски-депрессивные проявления с сильной потребностью к самопожертвованию и чрезмерным стремлением к оказанию помощи, сочетающиеся со сверхнравственным поведением и склонностью к депрессивным расстройствам настроения.

B. Выраженная потребность в физической активности до развития заболевания (профессиональный спорт, интенсивная работа по дому, в саду и т.д.).

Эти три особенности характера представляются при ревматоидном артрите как нечто застывшее и преувеличенное; они негибки и не приспособлены к требованиям среды. С психодинамических позиций это характерологически-невротическая переработка конфликта в сфере агрессивности и честолюбия.

Вышеупомянутые черты характера являются, кроме того, гиперкомпенсаторными защитными мерами против основополагающего конфликта. Сверхсовестливость, отказ от выражения своих чувств и жертвенность создают защитный барьер для возможного прорыва агрессивных импульсов и позволяют избавиться от враждебных чувств. Навязчивые и депрессивно-мазохистские проявления расцениваются как защитные структуры против деструктивно переживаемого произвола. Часто описываются своеобразная терпимость, смирение с судьбой, оживлённость, несмотря на ограниченную подвижность и боль, что по психоаналитическим воззрениям имеет двойственное толкование: J. Cremerius (1968) говорит о «злой покорности» или «любвеобильной тирании», которые исходят от больного.

Психологические тесты подтверждают многие психодинамические предпосылки и личностные данные. В тесте Кеттелла (тест-опросник с 200 вопросами, которые охватывают 16 факторов личности) обнаруживаются выраженная скромность, покорность, уступчивость как свойства личности. Далее выявляются признаки сильного «сверх-Я», т.е. больные совестливы, выдержанны, ответственны. В проективных тестах обнаруживается мало толкований двигательных актов по сравнению с контрольными группами. Этот факт можно объяснить как вторичную реакцию, т.е. обусловленную имеющейся ограниченностью движений.

Развитие личности под влиянием болезни. Непредубеждённому наблюдателю бросаются в глаза постоянно встречающиеся у больных ревматоидным артритом общие признаки, к которым относятся как первичные свойства характера, так и зависящие от болезни проявления.

Впечатляет своеобразное, труднообъяснимое неизменное терпение этих больных. Больные с первичным хроническим полиартритом – это умудрённые опытом пациенты, с которыми бывает мало хлопот, хотя именно у подобных больных следовало бы ожидать наибольших трудностей. Они скромны и нетребовательны, часто до безразличия. Они почти никогда не бывают явно депрессивны, хотя судьба ограничивает возможности их деятельности; они почти никогда не брюзжат, не бывают несносными и язвительными, не впадают в отчаяние или злость. Их терпеливость и умеренность находятся в резком противоречии с той катастрофой, которая происходит в их судьбе.

Если сопоставить, насколько это вообще возможно, состояние этих и других больных, страдающих нарушениями движений или больных с ампутированными конечностями, то состояние больных полиартритом примечательно. Как часты у больных с ампутациями расстройства настроения, как агрессивны бывают парализованные! При хронических заболеваниях суставов этого практически не бывает; больные обычно терпеливы, уступчивы, доступны, непритязательны, скромны. В целом им присуще стремление оставаться неприметными. Н. Plbgge (1953) в течение 6 лет наблюдая эти особенности поведения у 36 из 38 полноценно обследованных больных с первичным хроническим полиартритом.

До болезни это были люди тихие, незаметные, в основном активные, деятельные и неутомимые, которые берутся за всё и упорно трудятся. Никакая работа для них не в тягость, они объединяют семью, решительно преодолевают все встречающиеся препятствия. Особенно бросается в глаза их альтруистическое поведение, которое в сочетании с их энергией и активностью делает их превосходными матерями или неутомимыми воспитателями.

Уравновешенность, скромность и нетребовательность, по Н. Plugge, – это результат того, что эти больные не в полном мере оценивают все симптомы болезни и тяжесть её последствий. Больные воспринимают свои деформированные руки не столько как больную часть тела, сколько как досадную помеху. С удивлением можно видеть, какие действия они этими руками выполняют. Вопреки ожиданиям, больные руки для них не исключаются из схемы тела; они их не щадят, не изолируют, а воспринимают как хотя и редуцированные и «заторможенные», но вполне пригодные для употребления органы и используют их соответствующим образом.

Их мир самовосприятия проявляет определённую ограниченность, обусловленную редукцией их сознания на своей телесной сфере. Больной тогда непритязателен, скромен и терпелив, когда «редуцированно» воспринимает себя самого, свою болезнь и болезненное состояние своих частей тела. Скромность является своеобразным способом бегства от правды.

Н. Pltigge сопоставил этот феноменологический аспект с преморбидной личностью. Как и большинство других исследователей, он нашёл, что большая часть больных с первичным хроническим полиартритом до болезни были особенно активными и деятельными. Примечательна их неутомимость в заботе о близких. Это люди, которые помогают в нужде и годами могут выполнять роль помощника без всякой позы и безвозмездно, без претензий на благодарность. Это бескорыстие служения и неутомимости, а впоследствии (после заболевания) бескорыстие нетребовательности и скромности. Оба качества – псевдоальтруистический аскетизм и терпеливо-безропотное самоотречение – исходят из одного и того же структурного признака (Насколько я вижу из описания, аскетизм самый что ни на есть альтруистический, без всяких «псевдо» — H.B.). Общее для преморбида и для болезни – это господствующий на протяжении всей жизни больного полиартритом процесс самосокрытия, редукция восприятия самого себя.

Сегодня эти ограничения способности воспринять собственные чувства и использовать их как сигналы в широком смысле слова описываются также при алекситимии. Многие, если не все больные с хроническим полиартритом обнаруживают эти признаки.

Имеются указания на то, что под обобщающим диагнозом «хронический полиартрит» скрываются гетерогенные, в том числе и психосоматически разные формы (Это всех заболеваний касается — H.B.). Так, Vollhardt и соавт. (1982) среди 68 амбулаторных больных артритами с помощью психометрических тестов выделили 3 подгруппы, которые различались прежде всего по переработке динамики агрессии.

Подгруппа с серопозитивными ревматоидными факторами психопатологически характеризовалась как совершенно «нормальная» и гомогенная, а серонегативная и смешанная подгруппы (с неревматическим артритом) обнаруживали выраженные особенности (подгруппы сопоставлялись по

— возрасту,
— полу,
— социальному положению больных,
— длительности болезни и
— соматическим нарушениям).

Наблюдения показали, что психометрически определяемые особенности при хроническом ревматизме нельзя оценивать лишь как вторичные, возникающие в результате болезни. При этом должен оставаться открытым вопрос, насколько правильно определяется психометрическая «нормальность» серопозитивной подгруппы, истинное ли это положение дел или за ним скрывается, как это предполагают и указанные выше авторы, защита и стремление отвергнуть эмоционально насыщенные агрессивные тенденции (например, в смысле алекситимии).

Эффективность психотерапевтических мероприятий при ревматоидном артрите изучена мало. Первые сообщения кажутся обнадёживающими .

ФИБРОМИАЛГИЯ Многообразные формы фибромиалгии, в том числе синдром фиброзита, ревматизм мягких тканей, или функциональный мышечный ревматизм, описаны под разными названиями:

— «миалгия»,
— «боли внизу спины»,
— «прострел»,
— «жёсткие лопатки».

В отличие от органических ревматических заболеваний, они имеют изменчивые локализацию и симптоматику, причём отсутствуют объективные признаки воспаления. Наиболее частая локализация симптомов – поясница и плечезатылочная область.

При биопсии болезненные мышечные затвердения определяются как реактивная гипоксия мышечных клеток: «Их причина заключается в нервном возбуждении, которое вызывают разные факторы, в том числе и психические» .

В психическом состоянии отчётливо выражены переживания

— страха и
— депрессии.

Больные с мышечным ревматизмом мало склонны к гиперкомпенсированному поведению. Их латентные или явные желания, заботы и тенденции к зависимости ярко выражены, отчётливо определяется склонность к самопожертвованию и зависимости.

Описан конфликт между

— самопожертвованием и стабильностью (Не вижу здесь никакого конфликта — H.B.),
— жертвенностью и эгоизмом,
— кротостью и агрессивностью.

Эмоциональные состояния, прежде всего

— страх и
— депрессия, вытесняются меньше.

Таких больных можно сравнивать с боксёрами перед ударом гонга, с бегунами перед стартом, когда готовность долго не реализуется. При склонности к самопожертвованию и зависимости часто можно выявить наличие рентных установок.

В качестве разрешающей ситуации описывают большей частью такую, которая вызывает мобилизацию всего тела, особенно при агрессивных импульсах. W. Grace и D. Graham (1952) у больных с болями в спине описали наличие сложной ситуации, сопровождающейся яркими представлениями о ходьбе и бегстве.

— «Мне больше всего хотелось бы убежать из дома»;
— «Я хотел бы бежать отсюда»;
— «Я хотел бы уйти прочь»;
— «Я чувствую себя так, будто улетаю с этого острова».

Среди особенностей личности этих больных отмечаются тенденция к

— вторичной выгоде,
— потребность в щажении,
— более или менее открытое желание нетрудоспособности. (Чего можно ожидать от людей с многолетними болями? — H.B.)

Нередко наблюдается разрыв между объективными данными и субъективными желаниями. Во всяком случае, совместное влияние невротически-тенденциозных мотивов выражено значительно больше, чем при хроническом суставном ревматизме. (При ревматизме есть дискомфорт от деформированных суставов, причём, развивающийся на протяжении многих лет. Боли не постоянные. При фибромиалгии есть сильные хронические боли — H.B.)

В психодинамическом плане отмечаются амбивалентный конфликт между посторонним господствованием и самогосподствованием и в то же время услужливое и жертвенное поведение. Из этой амбивалентности и хронически заторможенной агрессивности и происходит повышение мышечного тонуса в типичных местах, чаще всего в области шейных и поясничных позвонков.

Назад: />Вперёд: />Содержание:

Наличие в характере следующих качеств: надежда, прощение, учтивость, доброжелательность, трудолюбие, дают суставам здоровье.

Психосоматика суставов:

Надежда – способствует нормальной иннервации суставов.

– Отчаяние – вызывает увеличение чувствительности и боли в суставах.

– Разочарование приводит к деструктивным изменениям в суставах.

Способность прощать дает суставам способность бороться с воспалительными процессами.

– Обидчивость увеличивает воспалительные процессы в суставах.

– Гневливость приводит к деструктивным нарушениям.

Учтивость нормализует обмен веществ суставов.

– Напористость и категоричность приводят к чрезмерному увеличению солей в суставах.

– Нерешительность вызывает снижение активности суставов.

Доброжелательность способствует нормализации иммунитета в суставах.

– Критицизм приводит к снижению иммунитета в суставах.

– Негативный настрой вызывает аутоимунные процессы и разрушение суставной ткани.

Трудолюбие дает силу и стабильность суставам.

– Безделье снижает силу и стабильность суставов, что приводит к их быстрой болезненности и усталости.

– Страстный труд вызывает чрезмерное увеличение напряжения суставов, что истощает их и утомляет.

Артрит вызывают: отчаяние, обидчивость, напористость, критицизм, разочарование.

Суставы и отчаяние:

Когда мы думаем: не успею, не доделаю или очень тяжело трудиться – труд не приносит радости, а даёт только напряжение, и как последнее звено в этой цепи появляется отчаяние – меня никто не понимает. Человек должен жить для счастья, а не для самоистязания. Суставы содержат в себе силу динамического напряжения, и они дают нам возможность действовать. Поэтому, когда повседневная деятельность приносит одни страдания – человек обездвиживается. Так организм под руководством разума выражает свой протест против ошибочной жизненной позиции. Если человек работает только из страха остаться без средств на существование и испытывает страдания от безрадостного труда, он должен знать, что скоро наступит время, когда ему станет очень трудно двигаться. Отчаяние от безрадостного труда приводит к первым признакам заболевания суставов это выражается в их болезненности и повышенной чувствительности. Когда отчаяние превратится в разочарование, то уже начнутся деструктивные изменения суставов.

Веды говорят что количество материальных средств мы получаем в результате тех благочестивых поступков которые совершили в прошлых жизнях. Алчный труд не прибавляет благочестия в судьбу человека, а наоборот делает его все более и более несчастным. Поэтому мы должны научиться трудиться с любовью, перестать действовать как раб своих материальных планов и впадать в отчаяние, видя как тяжело их осуществить. Веды говорят, что когда живешь честно, а это значит – по законам священных писаний, то становится легко понять – как правильно выполнять свои обязанности перед обществом и Богом. Только в этом случае, открывается знание, скрытое от всех остальных людей – как можно быть счастливым не перенапрягаясь в безрадостном труде и не погружая свой ум в материальные проблемы. Веды утверждают, что если человек бескорыстно выполняет свои обязанности перед Богом, то он, просто делая свое полезное дело, будет иметь все необходимое для жизни. А если полностью освободиться от эгоистических желаний и с любовью к Богу выполняет свой долг, то можно постепенно стать самым счастливым и удачливым из людей.

Суставы и обидчивость / гнев

Обида – это гнев направленный внутрь. Обиженный человек больше не желает замечать тех, кто плохо к нему отнеслись. Это бывает всегда, когда нет реальной силы наказать своего обидчика. Напротив если есть психическая возможность наказать обидчика – гнев немедленно выходит наружу. Гнев разрушает печень, надпочечники, нервную систему, а также и суставы. Обычно у женщин, сначала возникает обида, и когда она переваливает через край, то появляется гнев. У мужчин чаще всего наоборот вперед появляется гнев и если личные интересы не удовлетворены, то возникает обида. Обида – это гнев, направленный на саморазрушение (пусть мне будет хуже им назло). Когда человек испытывает какие-то страдания, то он получает моральное право обвинить. Ради этой возможности кого-либо обвинить мы и обижаемся. Обида заставляет перестать действовать. Гнев более разрушительно действует на суставы, вызывая в них деструкцию.

Суставы и активная деятельность

Вынужденная бездеятельность также влияет на суставы, которые берут свою силу от удовлетворения движением. Суставы ног питаются силой праны, – радостное движение праны делает их здоровыми. Суставы рук больше связаны с деятельностью ума и им нужна радостная умственная деятельность.

Когда человек с обидой в сердце делает какую-то физическую работу, то у него появляются воспалительные процессы в суставах. Постепенно это приводит к полиартриту суставов нижних конечностей. Когда с обидой выполняется какая-то умственная работа, то страдают суставы рук. Банальный случай труда в состоянии обиды – это трудится после очередного выговора. Часто обиженное состояние возникает, когда долго не дают зарплату. Если мы осознаем, что все потери происходят из-за того, что мы в прошлом обманным способом пытались что-то приобрести, то все обиды сразу покидают ум. Ровно сколько мы взяли лишнего, столько и потеряем. Человек, который является причиной наших страданий – всего лишь марионетка в руках судьбы. Однако если он действительно поступил несправедливо, то судьба с ним поступит также. Поэтому в любом случае человек, который понимает закон кармы и пытается все понимать в соответствии с Ведами, не будет обижаться на тех, кто в силу слабости характера причиняет ему беспокойства. Иногда наказание приходит и от порядочных людей. Если ваша обязанность наказать плохо поступившего человека, это надо делать без ненависти и обиды, а из чувства долга. Например, иногда на уроках ученики шутят над своими учителями. Долг учителя наказать своих подопечных. Если это делать в состоянии обиды, то, во-первых, это наказание не изменит ситуацию к лучшему, во вторых такая деятельность не является благоприятной и может привести к заболеванию суставов.

Суставы и напористость

Это качество является следствием сочетания жадности – сильной устремленности чувств к какому-то материальному объекту и гордости. Гордый и жадный человек действует напористо, ставя свои интересы выше интересов окружающих его людей. Такая деятельность всегда ведет к деградации сознания, поэтому возникает группа болезней, которые постепенно лишают его возможности активно трудиться. Среди таких заболеваний – всевозможные нарушения обменных процессов в суставах, накопления в них солей.

Суставы и разочарование

Не имея истинной цели в жизни, направив свой разум к временным благам, человек активно трудится, и ждет – когда же он будет счастлив, но счастье не приходит. Счастье это сила, которая имеет духовную природу. Нельзя найти духовное в материальном. Допустим, Вы можете искренне уважать хорошего человека. Но если у кого-то появится идея что, имея много денег можно добиться искреннего бескорыстного уважения, то это просто абсурд. Как можно продать свои искренность и уважение за деньги. Человек, имея много денег, становится уважаем всеми теми, кому нужны его деньги, положение, сила. Однако такого типа уважение не приносит настоящего счастья, а лишь его тень. Напротив, любой нищий, имеющий способность, честно и бескорыстно выполнять свои обязанности перед Богом и окружающими его людьми – естественным образом глубоко уважаем всеми. Так, понимая духовную природу счастья, он бесплатно становится счастлив. Когда мы достигаем все больших материальных успехов и все больше погружаемся в атмосферу искусственного, формального счастья, то результатом такой жизни всегда бывает разочарование. Разочарование приводит к отсутствию стимулов к деятельности и, в конечном счете – к деградации органов, которые поддерживают активную способность трудиться, в том числе и суставов. Так суставы начинают подвергаться быстрому разрушению, что в конце концов приводит к полному неподвижности человека.

Суставы и критицизм

Склонность критиковать возникает в результате ненависти или зависти. Обе эти проблемы продукт гордости – желания поставить себя над окружающими людьми. Сам критицизм действует непосредственно на разум и является одной из его самых тяжелых болезней. Критицизм полностью разрушает всякую возможность духовного прогресса. Имея духовную природу и лишаясь духовной деятельности, человек постепенно погружается в состояние отчаяния и обиды, что тоже плохо влияет на суставы. Особенно опасно критиковать людей, которые бескорыстно служат Богу и духовному прогрессу. Среди них особое положение занимают те, кто достигли совершенства на этом пути. Выше мы уже перечисляли качества такой личности. Даже малейшая критика в адрес такого святого человека лишает всякой возможности двигаться вперед по пути к счастью. Только искренне попросив прощения у святого, мы сможем вылечить себя от дальнейшей деградации разума. Критически настроенный человек не способен иметь настоящих друзей. Кроме того, у него сильно снижается иммунитет, что приводит к частым инфекционным заболеваниям многих органов, в том числе и суставов. Чем бы он ни занимался, постепенно вся деятельность окружается атмосферой ненависти и в результате такого настроя наступает обида на судьбу и отчаяние. Любая деятельность в состоянии отчаяния вновь приводит к заболеванию суставов.

суставы